Новые Известия,
27 ноября 2013 г.
Совсем не мелочь
474 просмотра
Представители партии «Справедливая Россия» внесли в Госдуму законопроект, согласно которому при заключении договоров на оказание услуг между организацией и физическим лицом запрещается использовать мелкий и нечитаемый шрифт. Однако эксперты утверждают, что мелкий шрифт – это лишь одна из проблем в кредитной сфере, причем не самая существенная.
По мнению авторов закона, из-за мелкого шрифта многие люди попросту не изучают условия договора. Особенно это характерно при подписании банковских документов, где обычно мелким шрифтом прописываются обязательства клиента: процентные ставки, штрафы за просрочку, комиссии и другая важная информация. В результате, подписав договор, клиент зачастую остается не в курсе тех кабальных обязательств, которые он на себя взял.
По словам автора законопроекта, депутата Госдумы Олега Михеева, такие уловки приводят и к судебным разбирательствам, часто заканчивающимся не в пользу гражданина. Суды встают на сторону банков, поскольку так или иначе все условия в договоре прописаны.
В то же время за рубежом эти вопросы решаются в пользу клиента. Так, в Европе к любому договору кредитования прилагается единая европейская форма, где по шаблону расписаны все условия и платежи. В Израиле несколько лет назад было прецедентное судебное решение, касающееся договора автострахования, – суд занял сторону клиента, решив, что, поскольку страховщик не постарался довести до сведения второй стороны договора важные условия, набрав их мелким шрифтом, то клиент не обязан нести за это ответственность.
Вместе с тем эксперты скептически оценивают предложение эсеров. По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, инициатива запретить мелкий шрифт – это всего лишь пиар-ход и имитация заботы партии о гражданах. «Укрупнение шрифта в документах – это не первостепенная задача. Опыт других стран показывает, что наиболее эффективным способом является запрет на ростовщичество, когда кредиты свыше 50% годовых выходят за рамки закона и предоставляются только криминальным бизнесом», – рассказал собеседник «НИ».
Более эффективной формой защиты прав потребителей является простая процедура банкротства граждан. Особенно в тех случаях, когда человек должен выплачивать сверхвысокие проценты или когда он потерял работу и у него нет дохода. «К сожалению, Госдума, в том числе и «Справедливая Россия», делают все для того, чтобы не принимать законопроект правительства о банкротстве граждан», – говорит г-н Янин.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что нынешние банковские договоры чрезмерно раздуты, поэтому многие клиенты не будут их читать и при нормальном шрифте. «В отношении размера букв существует СанПиН, утвержденный Роспотребнадзором, где минимальная высота шрифта составляет 1 миллиметр. Но дело в том, что если договор, набранный мелким шрифтом, занимает 8–10 страниц, то в более крупном шрифте он составит 50–70 страниц. Никто и никогда читать их не станет», – пояснил он «НИ».
Проблема, на взгляд специалиста, заключается не в размере шрифта, а в том, чтобы каждый договор имел свои существенные условия. Только в этом случае информация, которая сейчас упрятана под сносками, будет четко прописана и всем понятна. «Не для того люди идут за кредитом в банк или покупать турпутевку, чтобы тратить свое время на изучение условий договора. Они вправе рассчитывать на то, что свинью им там априори не подложили», – замечает г-н Шелищ.
По его словам, существенные условия договора для каждого вида массовых услуг как раз и подразумевают краткость юридических документов. Например, для потребкредитования в договоре должны быть указаны только сумма кредита, срок кредитования, ссудный процент, график платежей и размер штрафов.
Эля ГРИГОРЬЕВА
Вся пресса за 27 ноября 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 мая 2024 г.
|
|
Российская газета-Урал, 15 мая 2024 г.
На Урале после пожаров и паводка вырос интерес к страхованию имущества
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Британские страховщики прогнозируют замедление роста доходов от премий в течение следующих трех лет: EY
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 15 мая 2024 г.
Взносы страховых организаций Беларуси в I квартале выросли на 17,1%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Реформы страхования во Флориде направлены на борьбу с мошенничеством: Triple-I
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Изменение подземного климата подвергает риску владельцев зданий
|
|
ТАСС, 15 мая 2024 г.
Первый финансово-товарный ретейлер выходит на российский рынок
|
|
cbr.ru, 15 мая 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 мая 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты-Томск, 15 мая 2024 г.
Обман с полисом
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Ценовые тенденции мирового рынка страхования в первом квартале стабилизировались
|
|
Донецкое агентство новостей, 15 мая 2024 г.
В ДНР оказание страховых услуг организовали пять компаний
|
|
Южный Федеральный, 15 мая 2024 г.
На Урале растет число мошеннических схем при страховании
|
|
Авторадио, 15 мая 2024 г.
Правительство поддержало проект по увеличению страхового возмещения ОСАГО
|
|
Мир новостей, 15 мая 2024 г.
В платежке за «коммуналку» появится еще одна строка
|
|
Финмаркет, 15 мая 2024 г.
Чистая прибыль Allianz в 1-м квартале увеличилась на 21,8%
|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 15 мая 2024 г.
На Среднем Урале растёт количество обманов при страховании жизни и здоровья
|
|
Российская газета онлайн, 15 мая 2024 г.
Опрос: На болезни чаще жалуются туристы, вернувшиеся из Таиланда и ОАЭ
|
 Остальные материалы за 15 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|