Рынок туризма встряхнет волной недоверия и очередными законодательными изменениями, но туроператоры смогут рассчитывать, по крайней мере, на такой утешительный приз, как доля ушедших игроков.
На прошедшем круглом столе «Состояние туристской отрасли в России: кто и виноват и что делать?», организованном «Ъ», эмоции били через край. Досталось всем — государству за то, что выпустило закон, нуждающийся в серьезных доработках, турфирмам — за коллег, подозреваемых в недобросовестности и мошеннических схемах, страховым компаниям — за то, что не хотят страховать туроператоров.
За последний месяц приостановили свою деятельность семь туроператоров: «Нева», «Лабиринт», «Идеал-тур», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Нордик Стар» и московская «ИнтАэр» (о проблемах этой компании стало известно прямо во время проведения круглого стола, что еще больше подлило масла в огонь). В отличие от всех предыдущих лет, волна банкротств поднялась на уровень выше — была приостановлена лицензия у СК «Восхождение», клиентами которой были «Нева» и «Лабиринт», и такое положение дел заставило говорить о том, что существующая система защиты прав туристов не работает и необходима система уже «перестрахования», то есть страхования самих страховщиков.
«Ситуация на рынке страхования туроператоров близка к критической и нуждается в более тщательном законодательном регулировании, — заявила Гаянэ Календжян, директор департамента комплексного страхования путешественников страхового общества «Помощь». — Страховщики стали воздерживаться от данного вида страхования».
По ее словам, страховым случаем могут являться «умышленные действия туроператоров», то есть любая компания может приостановить свою деятельность без объяснения причин, а страховщик будет обязан производить выплаты. К примеру, в прошлом году «Помощь» произвела оплату пострадавшим туристам «Асент Трэвел» на сумму в 31 млн рублей, при этом само банкротство объяснялось просто «технико-экономическими причинами». Неудивительно, что за год — с августа 2013 года по август 2014 года — портфель по страхованию ответственности туроператоров сократился в 2,5 раза.
Это подтверждают и туроператоры. «Я не мог найти компанию на сумму финансового обеспечения в 300 млн рублей, — говорит Владимир Дорофеев, генеральный директор фирмы «Верса». — В итоге был вынужден заключить договоры с пятью компаниями и попал в Единый реестр туроператоров одним из последних».
Получается, что страховщикам работать с туроператорами невыгодно, и те, в свою очередь, не имея особого выбора, вынуждены обращаться к тем, кто соглашается, а ими далеко не всегда бывают надежные компании. Многие отмечали, что формально «Нева», заключая договор на сумму финансового обеспечения в 454 млн рублей с компанией, которая в 2013 году собрала чуть меньше 50 млн, ничего не нарушила, но то, что это стало возможным, говорит о «дыре в законе».
Единственной альтернативой страхованию при этом сегодня остается банковская гарантия, но она значительно дороже (10-100 млн рублей в зависимости от оборотов туроператора), и здесь уже встает вопрос рентабельности. «При такой стоимости ведения бизнеса мы сдадим свой рынок зарубежным операторам, — продолжает Владимир Дорофеев. — Выгоднее будет работать не самостоятельным туроператором, а их агентами за комиссию. Так уже произошло с Болгарией, где туристов полно, а страна ничего от этого не имеет, потому что все турфирмы выведены в офшоры».
Еще один вариант — законодательный переход на индивидуальное страхование туриста, но здесь немало организационных сложностей, плюс, в конечном итоге, это снова приведет к удорожанию туров. Тем не менее такие предложения звучат все чаще, и не исключено, что подобный механизм будет разработан. Рентабельность бизнеса при этом, по словам Татьяны Топуновой, заместителя генерального директора «Солвекс-турне», снижается в течение последних десяти лет, однако многие компании ее успешно поддерживают.
«Процент аннуляций за неделю после череды банкротств у нас вырос с 2,5 до 5, — говорит она. — В то же время мы ощутили приток клиентов, явно вызванный перебронированием от клиентов «Невы». У нас открыто раннее бронирование, и оно идет обычным ходом».
Таким образом, все возвращается к прежним выводам: туристической отрасли будет тяжело, но она не рухнет, банкротства как естественный отбор будут продолжаться (не исключено, что кто-то будет использовать это как способ уйти с рынка, где конкуренция чересчур возросла), законодательство в сфере защиты туриста будет меняться до тех пор, пока не выработает хитрую схему, при которой и туроператоры со страховщиками будут рентабельны, и туристы не пострадают.
Что касается других болевых точек — общей тенденции перехода на индивидуальный туризм и вступающим в силу в 2016 году поправкам к «Закону о защите персональных данных», то эти темы вызвали гораздо меньше эмоций. С «потерей Европы» большая часть туристического бизнеса уже смирилась, а другая ищет схемы, позволяющие соединить индивидуальный туризм с традиционным. К примеру, Юлия Большакова, генеральный директор компании «Питертур», рассказала о предлагаемой услуге «билет + отель», к которой туроператор добавляет финансовые гарантии как при продаже обычного тура, и он попадает в систему страхования и турпомощи.
Про необходимость хранить персональные данные российских граждан на российских серверах Екатерина Денисенко, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф», рассказала, что это может создать проблемы бизнесу, тем не менее запрета на передачу этих данных в законе нет, то есть и частные и лица, и турфирмы сообщать их зарубежным компаниям смогут. Кроме того, несомненно, будут существовать средства обхода, хотя как на них будет реагировать Роскомнадзор, непонятно. Не исключено, что это будет использоваться как средство давления и недобросовестной конкуренции.
Маргарита АРАНОВСКАЯ
Вся пресса за 7 августа 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Маркетинг, Мероприятия, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 апреля 2024 г.
|
|
Тверские ведомости, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области активно страхуют своё здоровье и автомобили
|
|
Интерфакс, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченные предложили ограничить почтовые обращения из-за «лукавых посредников» в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
ИИ необходимо тщательно контролировать, но он принесет пользу страховой отрасли
|
|
СенатИнформ, 24 апреля 2024 г.
В Генпрокуратуре предлагают упросить механизм страховых выплат бойцам СВО
|
|
ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Рабочая группа по СВО предложила дать опекунам погибших бойцов право на выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Будущее экосистемы страховых претензий
|
|
Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Генпрокурор предложил упростить назначение страховых выплат участникам СВО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Кто такие «страховые помогайки»
|
|
korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный сообщила о неприемлемых практиках по договорам ИСЖ
|
|
korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный выявил недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско
|
|
Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Валентина Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области чаще всего страхуют здоровье и автогражданскую ответственность
|
|
Ведомости, 24 апреля 2024 г.
Альфа-банк, «Альфастрахование» и «Билайн» создают новую компанию
|
|
ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Матвиенко предложила проработать вопрос страхования жилья на случай ЧС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Рыночная капитализация мировых страховщиков растет по мере улучшения результатов
|
|
РИА Новости, 24 апреля 2024 г.
ВСС считает, что нужен перезапуск страхования жилья в регионах
|
|
Российская газета, 24 апреля 2024 г.
В России планируют усилить защиту посетителей массовых объектов новым законом
|
 Остальные материалы за 24 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|