Cтатья об истории внесения изменений, регулирующих законодательство в сфере ОМС. К сожалению, многие из позитивных предложений, обсуждавшихся 10 лет назад, так и не были поддержаны.
Медицинская газета,
24 января 1997 г.
ОМС: два законопроекта — две концепции 1812 просмотров
Острая дискуссия развернулась на парламентских слушаниях в Государственной Думе по проектам федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”.
Обсуждались два альтернативных законопроекта. Один из них был внесен правительством России и представлен заместителем министра здравоохранения РФ В.Стародубовым, другой — внесен и представлен депутатом Государственной Думы Е.Горюновым. Правительственный законопроект (см. “МГ” № 103 от 27.12.96) изменяет концепцию Закона о медицинском страховании. Законопроект распространяется только на обязательное медицинское страхование как составную часть государственного социального страхования. При этом имеется в виду, что добровольное медицинское страхование осуществляется сверх программ, гарантируемых государством, и регулируется отдельным Законом РФ “О страховании”. Кроме того, законопроект, как считают разработчики, направлен на упорядочение деятельности фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. В соответствии с Гражданским кодексом РФ фонды ОМС отнесены по организационно-правовой форме к государственным учреждениям, что позволит сосредоточить их деятельность на обязательном медицинском страховании (в том числе выполнении функций страховщика). По концепции правительственного законопроекта, фонды учреждаются органами исполнительной власти, подотчетны им и Федеральному фонду ОМС, а также в определенной мере ставятся под контроль органов управления здравоохранением, так как руководитель фонда назначается по представлению руководителя органа управления здравоохранением. Кроме того, с фондов снимается функция проведения финансово-кредитных операций. Существенно снижена роль страховых медицинских организаций — они исключены из субъектов ОМС и могут привлекаться к страховой деятельности территориальными фондами ОМС лишь в качестве агентов. В законопроекте депутата Е.Горюнова сохранена концепция действующего Закона о медицинском страховании. Внесены изменения, предусматривающие усиление роли частнопрактикующего врача, вводимого в качестве нового субъекта ОМС. Предусмотрены механизмы реализации и защиты прав пациентов в системе ОМС, вневедомственного независимого контроля качества медицинской помощи, эффективной системы сертификации, лицензирования и аккредитации медицинских учреждений и страховых медицинских организаций. Поскольку основной проблемой ОМС в России является недостаточность финансовых средств, в законопроекте предусмотрена процедура одновременного утверждения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации территориальной программы, бюджета и соответствующих платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения из бюджета. Что касается базовой программы ОМС, то она должна утверждаться Федеральным Собранием РФ одновременно с утверждением федерального бюджета и тарифа страхового взноса на ОМС. В отличие от правительственного, в законопроекте Е.Горюнова целый раздел посвящен деятельности страховых медицинских организаций, оговариваются их права и обязанности. Мнения выступавших в прениях разделились. Как и следовало ожидать, руководители территориальных органов управления здравоохранением в основном выступили за правительственный законопроект, представители страховых медицинских организаций и их ассоциаций — за законопроект Е.Горюнова. Особую позицию в дискуссии заняли руководители фондов обязательного медицинского страхования, не поддержавшие ни один из законопроектов. Как подчеркнул исполнительный директор Федерального фонда ОМС В.Гришин, правительственный законопроект по существу возвращает здравоохранение к прежней системе финансирования. Лишение фондов ОМС права финансово-кредитной деятельности приведет к тому, что они не смогут проводить централизованные закупки лекарств и медицинской техники, “выбивать” долги с неплательщиков страховых взносов. Вызывает недоумение то, что от участия в государственной политике в области здравоохранения отлучается Федеральный фонд ОМС, проделавший гигантскую работу по созданию инфраструктуры обязательного медицинского страхования (создание классификатора медицинских услуг, медико-экономических стандартов, системы контроля качества медицинских услуг, регистрация плательщиков страховых взносов и т.д.). От принижения роли фондов ОМС, их превращения в расчетно-кассовые центры здравоохранение потеряет многое, а самое главное — независимый, стабильный источник финансирования. Тем более что противоречия Закона о медицинском страховании с Гражданским кодексом можно устранить путем определения в кодексе функций фондов, а не внесения принципиальных изменений в закон. Нынешний Закон о медицинском страховании еще не исчерпал себя: так, на днях на его основании был подписан совместный документ с Государственной налоговой службой о приостановке взимания налога на прибыль с фондов ОМС, что позволит дополнительно дать здравоохранению сотни миллиардов рублей. Надо напомнить и о правовом нигилизме исполнительных властей ряда территорий, игнорирующих исполнение Закона о медицинском страховании, из-за чего здравоохранение теряет триллионы рублей. Федеральный фонд ОМС считает, что страховые компании имеют право на жизнь там, где они работают эффективно, например в крупных промышленных центрах. Итоги парламентских слушаний подвел председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Герасименко. По его мнению, надо думать об удешевлении существующей модели ОМС, но к радикальному изменению закона следует подходить с большой осторожностью, тщательно продумывать возможные последствия, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка. Пока отдачу от реформы не почувствуют на себе пациенты, говорить о ее успехах бессмысленно. Так же бессмысленно спорить о том, кто виноват в кризисе — органы управления здравоохранением, фонды ОМС или страховые компании. За охрану здоровья граждан несет ответственность государство в лице президента, Государственной Думы и правительства, причем сегодня во всем мире эта ответственность усиливается. Но в России реальность таков, что государство перекладывает эту нелегкую ношу на плечи органов управления здравоохранением, систему ОМС, не выделяя при этом достаточных финансовых ресурсов и заморозив страховой тариф на чрезвычайно низком уровне. На парламентских слушаниях, как отметил Н.Герасименко, дискутировали друг с другом лишь медики, так как не выступили с изложением своих позиций представители Минфина и Минэкономики, от которых во многом зависит финансовая ситуация в отрасли. Для доработки законопроектов было решено создать рабочую группу при Комитете Госдумы по охране здоровья, куда будут включены представители всех заинтересованных ведомств. Основная ее цель — представить на Совет Государственной Думы единый согласованный и утвержденный на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья законопроект “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Однако, учитывая альтернативный характер двух законопроектов, привести их к “общему знаменателю” будет чрезвычайно сложно.
Ф.СМИРНОВ
Вся пресса за 24 января 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
|
Република Алтай, 6 мая 2025 г.
Доля доходов из Территориального фонда ОМС в частные клиники снизилась на 30%

|
|
Коммерсантъ онлайн, 6 мая 2025 г.
Сам себе страхователь

|
|
РИА Новости, 6 мая 2025 г.
В ГД предложили обеспечить аллергиков вакциной от аллергии на пыльцу по полису ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые премии вырастут, если правительства не примут меры по борьбе с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
WTW запускает инструмент мониторинга на основе искусственного интеллекта Radar Vision

|
|
Комсомольская правда-Казахстан, 6 мая 2025 г.
На всякий пожарный случай

|
|
korins.ru, 6 мая 2025 г.
Михаил Мишустин призвал аграриев снижать риски с помощью страхования урожая

|
|
Лента.Ру, 6 мая 2025 г.
Россиян предупредили об одном виде автоподстав

|
|
Business FM Челябинск, 6 мая 2025 г.
Челябинское УФАС возбудило дело по рекламе страховых услуг от банка

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 6 мая 2025 г.
В Челябинске УФАС возбудило дело по рекламе ОСАГО от ВТБ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые компании США превосходят своих коллег из Великобритании по уверенности и стратегии в отношении ИИ

|
|
Вечерняя Казань, 6 мая 2025 г.
Экс-сотрудник ЦБ запутался в махинациях «Ак Барс Меда»

|
|
ТАСС, 6 мая 2025 г.
В Запорожской области страховые компании готовы начать работу с бизнесом

|
|
Казахстанская правда, 6 мая 2025 г.
Страховая медицина: вопросы без ответов

|
 Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|