|
Судебный прецедент по страхованию грузоперевозок
Экономика и жизнь,
30 января 1999 г.
Пусть проигравший плачет 1576 просмотров
Порой в конфликтных ситуациях все кажется просто: есть виноватые и потерпевшие, факт неправомерных действий налицо. Кажется, так просто с виновной стороны взыскать потерянные средства. Но часто из-за незнания действующих нормативных актов потерпевшие спотыкаются, как говорится, на ровном месте. И плакали их почти что верные денежки.
Именно об одной из таких историй (прошедшей все без исключения этапы арбитражного разбирательства), связанной с перевозкой грузов и его страховкой пойдет речь ниже. Все начиналось прозаически. Предприниматель А (в данном случае грузоотправитель) направил предпринимателю В (грузополучателю) несколько десятков тонн свежемороженой рыбы. Товар предприниматель А застраховал. При его перевозке автотранспортом, принадлежащим грузоперевозчику-автопредприятию, говоря сухим языком ГИБДД, произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой частичное повреждение и порчу груза. Получивший товар предприниматель В оплатил его, естественно, по факту. Понесший потери предприниматель А обратился в страховую компанию, и та выплатила ему положенное страховое возмещение. Дальше начинается “поэзия” судебных разбирательств. Страховая компания обращается в арбитражный суд с требованием о возмещении ущерба к виновной стороне — автопредприятию-перевозчику. Суд первой инстанции иск удовлетворил, сославшись на статью 796 Гражданского кодекса РФ (“Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа”) и пункт 1 статьи 965 (“Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (субрагация)”). Суд апелляционной инстанции данное решение отменил и в иске отказал. Основной аргумент при этом был следующий: в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила) у грузоотправителя, т.е. предпринимателя А, отсутствует право на предъявление иска к перевозчику. А раз так, то такое право не могло перейти и к страховщику. Суд кассационной инстанции постановление апелляционного суда отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции. Судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа признали применение Правил неправомерным, так как, по их нению, отношения сторон вытекали из договора страхования, а не из договора перевозки. Наконец это дело рассмотрел Президиум Высшего Арбитражного Суда. Результат следующий. Постановление кассационной инстанции отменено, решение апелляционного суда оставлено в силе: страховой компании в иске к перевозчику-автопредприятию отказать! Логика членов президиума железная. Прежде всего они приняли во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 965 ГК РФ “перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки”. А как же оно регулируется? Параграфами 2 и 5 раздела 11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, предусмотрено: претензии и иски к автомобильному предприятию в случае недостачи, порчи или повреждения груза предъявляются грузополучателем. А сейчас внимание — здесь скрыта истина. Статьей 161 Устава автомобильного транспорта предусмотрена возможность передачи права на предъявление претензий и иска грузополучателем грузоотправителю. Однако это должно удостоверяться переуступочной надписью на товарно-транспортной накладной. На представленной суду товарно-транспортной накладной такая надпись отсутствует. Все — финита ля комедиа. Дальше логика очевидна. У грузоотправителя не имелось права на предъявление претензии и иска к перевозчику о возмещении убытков. Следовательно, и право от грузоотправителя к страховой компании перейти не могло. Естественно, при таких обстоятельствах исковое требование удовлетворению не подлежит. Данная история в очередной раз доказывает, что незнание законов обходится очень дорого. Заключи страховая компания договор с грузополучателем — предпринимателем В, и у судей никаких вопросов не возникало бы . Но даже заключив договор с грузоотправителем, страховщику можно было предусмотреть в договоре пункт, по которому ответственность страховой компании возникает только после соответствующих переуступочных надписей на товарно-транспортной накладной. Наконец, участники операции могли заключить между собой тройственный договор. Есть и другие варианты. Перефразируя, можно сказать: знания — сила. И большие деньги.
В.Головачев, обозреватель “ЭЖ”
Вся пресса за 30 января 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Нижегородская правда, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев дал советы, как не купить поддельный полис ОСАГО

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Россияне все дольше ездят на одном авто и реже их продают

|
|
РИАМО, 14 ноября 2025 г.
Автострахование в 2026 году: нужно ли ДГО в дополнение к ОСАГО и как его оформить

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль Allianz в 3-м квартале увеличилась на 15%, превысив прогноз

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Хотят добиться баланса: в России идет обсуждение реформы ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев рассказал, как проверить подлинность полиса ОСАГО

|
|
Regions.Ru, 14 ноября 2025 г.
Пострадавшие в ДТП смогут получить до ?500 тыс. страховых выплат

|
|
Интерфакс, 14 ноября 2025 г.
Последствия пожара на крупном свинокомплексе Сахалина устранят за счет страховых выплат

|
|
Тренд, Баку, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль иранской страховой компании Sarmad выросла

|
|
Sputnik Беларусь, 14 ноября 2025 г.
Страховые выплаты по каско значительно возросли в Беларуси

|
|
Клопс.ru, Калининград, 14 ноября 2025 г.
«Попробовали на зуб»: в Калининграде лошади искусали машину, пока владелец ходил за грибами

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
Сравни: как запуск Е-ОСАГО изменил российский страховой рынок

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Эксперт назвал ТОП-3 жалоб потребителей в автостраховании

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Как страховым компаниям удержать клиента?

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
ВСК пообещала в течение недели восстановить сервисы после кибератаки

|
|
ГТРК Ставрополье, 14 ноября 2025 г.
Виновник аварии на Ставрополье хотел избежать возмещения ущерба

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Конкуренция на страховом рынке подталкивает компании к новым продуктам

|
 Остальные материалы за 14 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|