Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Исследования, Маркетинг, Страховое мошенничество, Общественное мнение
Кузина Ольга Евгеньевна Россияне стали по-новому относиться к страхованию
Кузина Ольга Евгеньевна
Генеральный директор Национального Агентства Финансовых Исследований (НАФИ)
страхование сегодняНациональное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) провело очередную серию исследований потребителей страховых услуг в России. Спектр исследуемых вопросов ежегодно расширяется, в частности, заслуживают внимания последние результаты исследования отношения россиян к страховому мошенничеству.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что в период с 2005 по 2007 год доля россиян, пользующихся теми или иными услугами страхования, увеличилась с 37% до 46%. Таким образом, в 2007 году почти каждый второй россиянин воспользовался страховыми услугами, а рост количества пользователей страховых услуг за два года составил не менее 9%.


Рис. 1. Уровень пользования страховыми услугами в России

 

Соотношение респондентов, являющихся пользователями страховых услуг, по полу и возрасту за два года не претерпело серьезных изменений. В 2005 году среди владельцев различных страховых полисов было 52% мужчин и 48% женщин, в 2007 - 50% мужчин и 50% женщин. Наиболее активными пользователями страховых услуг в 2007 году являются респонденты в возрасте от 25 до 59 лет. В совокупности различных возрастных групп эта доля составляет 74% от всех респондентов, пользующихся услугами страхования. Другие возрастные группы - молодежь 18-24 лет и люди от 60 лет и старше в значительно меньшей степени пользуются страховыми услугами - 14% и 12% соответственно.

С точки зрения географии пользователей страховых услуг, серьезных изменений по сравнению с ситуацией двухлетней давности также не наблюдается. Наибольшая доля пользующихся страховыми услугами приходится на города с численностью населения более 1 млн. и города с населением от 100 до 500 тыс. человек. Типы населенных пунктов, в которых доля пользующихся страховыми услугами небольшая - это поселки городского типа (36%) и города с численностью населения менее 50 тыс. человек (39%). Количество людей, пользующихся страховыми услугами в Москве и Санкт-Петербурге за прошедшие два года увеличилось с 33% до 41%. На основе выявленных тенденций можно сделать вывод о перспективах дальнейшего развитии рынка страховых услуг за счет потенциала российских регионов.


Рис. 2. Пользование страховыми услугами в различных типах населенных пунктов, 2007 г.

В составе видов страхования, используемых россиянами, наблюдалась определенная динамика. В частности, примечательно, что количество россиян, ответивших, что они воспользовались услугами страхования автомобиля от угона и ущерба (КАСКО), возросло почти в два раза за эти два года - с 3,4% до 6%. Выросла и доля людей, заявивших, что они застраховали свое имущество - с 7,8% в 2005 году до 9% в 2007 году, а также респондентов, указавших на покупку платного добровольного медицинского страхования (с не более 11% до более чем 18%). Двумя видами страховых услуг пользуются почти 13% респондентов, тремя и более - около 5%.


Таблица 1. Пользование различными видами страховых услуг, 2005 и 2007 гг.

Вид страхования Доля респондентов, 2005 г., % Доля респондентов, 2007 г., %
ОСАГО 20,2% 19,6%
Страхование имущества 7,8% 9,2%
Добровольное (платное) медицинское страхование 10,9% 18,1%
Страхование детей 3,6% 3,3%
Страхование от несчастных случаев 3,2% 2,8%
АвтоКАСКО 3,4% 5,5%
Страхование в поездках и путешествиях 2,8% 4,4%
Страхование собственной жизни 1,9% 2,2%
Страхование ответственности за причинение ущерба кому-либо 0,3% 0,1%
Другое 1,3% 0,9%
Не пользуюсь никакими страховыми услугами 61,1% 50,7%
Затрудняюсь ответить 1,6% 3,0%

 

По добровольному медицинскому страхованию наблюдаются структурные изменения состава потребителей. Если в 2005 году среди пользователей ДМС было 47% мужчин и 53% женщин, то в 2007 году доля мужчин снизилась до 43%, а доля женщин возросла соответственно до 57%. Возрастная структура пользователей ДМС изменилась в сторону уменьшения страхователей в возрастной группе от 35 до 59 лет: в 2007 году на эту возрастную группу приходится 40% пользователей (против примерно 50 % в 2005 г), а число молодых пользователей, напротив, увеличилось. Это свидетельствует о том, что молодежь в последние годы стала лучше осознавать преимущества от пользования данным видом страхования, и вместе с тем, у молодых людей появилось больше возможностей в приобретении полиса ДМС.


Рис. 3. Структура владельцев полисов ДМС в зависимости от возраста

 Изменился и портрет типичного пользователя АВТОКАСКО. В 2005 году серьезная часть клиентов страховых компаний по АВТОКАСКО была представлена мужчинами в возрасте от 25 до 34 лет (31%). В 2007 году из всех опрошенных, оформивших полисы АВТОКАСКО - 57% мужчин и 43% женщин, при этом среди мужчин большая доля страхователей КАСКО попадает в возрастную группу 25-34 года (34%), а среди женщин - 35-34 года (29%). В целом, за прошедшие два года аудитория значительно «помолодела»: увеличилось число пользователей в возрасте от 18 до 34 лет, а клиентов АВТОКАСКО старше 35 лет стало меньше.


Рис. 4. Структура пользователей автоКАСКО в зависимости от возраста

 Отдельного внимания заслуживает исследование такого потребительского феномена, как отношение к страховому мошенничеству (в 2005 году такое исследование не проводилось, поэтому далее мы будем говорить об ухудшении ситуации в 2007 года в сравнении с 2006 годом). Исследование проводилось НАФИ совместно с Комитетом по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков.


Таблица 2. Отношение к страховому мошенничеству в России, % от общего числа респондентов

Допустим ли обман страховщик 2006 год, % респондентов 2007 год, % респондентов
Допустим 6% 8%
Отчасти допустим 16% 20%
Скорее не допустим 29% 21%
Не допустим 40% 26%
Затруднились ответить 9% 25%

 В 2007 году 28% россиян посчитали, что допустимо обмануть страховую компанию путем завышения суммы ущерба выше реального или заявления об ущербе, которого на самом деле не было, 47% россиян полагают, что такая практика не допустима и 25% - затруднились ответить на вопрос.

Неготовность россиян считать обман страховщика недопустимым является крайне негативной тенденцией для страхового рынка. Как следствие, в три раза увеличилось число россиян, знающих о случаях обмана страховых компаний: с 10% в 2006 году до 30% в 2007 году. О том, что не знают таких случаев, заявило 60% респондентов, и еще 10% затруднились ответить на поставленный вопрос. При этом с точки зрения источников информации о случаях страхового мошенничества, была выявлена следующая картина: 15% россиян узнали о случаях обмана страховых компаний из СМИ, 13% - от друзей и знакомых, и 5% - лично знают людей, обманувших страховщиков.


Рис. 5. Информированность о случаях обмана страховых компаний, % респондентов

 

Далее респондентам задавался вопрос: «Считаете ли Вы увеличение суммы ущерба при получении выплаты от страховой компании выше реального, или заявление об ущербе, которого на самом деле не было, преступлением?» Ответы распределились следующим образом:


Таблица 3 Сравнительная характеристика отношения россиян к страховому мошенничеству как преступлению

  2006 год, % респондентов 2007 год, % респондентов
Обман страховщика – не преступление 44% 37%
Обман страховщика - преступление 41% 36%
Затруднились ответить 15% 27%

 Таким образом, примерно равное количество россиян в 2007 году полагает, что обман страховой компании является или не является преступлением, и заметно (с 15% до 27%) возросла доля респондентов, затруднившихся с ответом, что свидетельствует о существенной неустойчивости общественного мнения по данному вопросу.

При рассмотрении причин, по которым респондент считает или не считает обман страховщика преступлениям, мнения распределились следующим образом:


Рис.6. Считают ли россияне обман страховщиков преступлением, и если да, то почему? (% от числа респондентов)

 Структура причин обмана страховых компаний в 2007 году практически не изменилась по сравнению с 2006 годом. Отмечается снижение популярности ведущей причины «нуждался в деньгах» (с 45% в 2006 году до 35% в 2007 году), и рост доли респондентов, затруднившихся с ответами (с 16% в 2006 году до 27% в 2007 году). 26% взрослого населения России в 2007 году «считают, что могут избежать наказания», «слишком много платят за страхование» - 19% россиян, а 9% до сих пор «стараются вернуть долги Госстраха».


Рис. 7. Причины, побуждающие к совершению страхового мошенничества в России, % от числа респондентов

 В 2007 году россиянам был также задан вопрос: «Какие меры в первую очередь помогут снизить количество обманов страховых компаний?». По популярности лидируют ответы «увеличение выплаты по страховым случаям» (18%) и «ужесточение санкции в Уголовном Кодексе» (14%), «усиление надзора за страховыми компаниями» как меру против обмана выбрали 12 % респондентов, «активизацию информационно-разъяснительной работы со страхователями»- 8 %, «усиление контроля за страхователями» - 5 %, 9 % заявили что не поможет «ничто», а 34 % - затруднились ответить.

В целом, отношение к допустимости или недопустимости страхового мошенничества стандартное практически во всех возрастных группах, только в возрастной группе «60 лет и старше» отмечается увеличение до 35% числа респондентов, которые затруднились ответить на вопрос и снижение до 15% тех, кто считает допустимым или отчасти допустимым страховое мошенничество, то есть пожилые россияне показывают более социально-одобряемое поведение. С ростом уровня доходов и субъективного дохода несколько увеличивается доля респондентов, допускающих обман страховых компаний, и снижается доля респондентов, затруднившихся с ответом, так что мошенничество – отнюдь не прерогатива бедных. Мужчины чаще женщин считают допустимым или отчасти допустимым обман страховой компании (34% против 24%), в то же время среди женщин больше респондентов, которые затруднились ответить на данный вопрос.


Таблица 4. Допустимость страхового мошенничества в зависимости от возраста, уровня дохода и субъективного дохода респондентов

Возраст 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше
Допустимо 11% 11% 9% 7% 6%
Отчасти допустимо 23% 24% 21% 23% 9%
Скорее не допустимо 23% 21% 23% 23% 16%
Не допустимо 23% 25% 26% 25% 34%
Затруднились ответить 20% 19% 21% 22% 35%
Субъективная оценка дохода Мы едва сводим концы с концами На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения Покупка вещей длительного использования является для нас проблемой Затруднительно приобретать действительно дорогие вещи Мы можем позволить себе квартиру, дачу и многое другое
Допустимо 7% 9% 9% 8% 33%
Отчасти допустимо 14% 17% 23% 22% 45%
Скорее не допустимо 18% 20% 22% 23%  -
Не допустимо 33% 31% 22% 29% 22%
Затруднились ответить 28% 23% 23% 18%  -

 Статистически значимых отличий отношения к допустимости страхового мошенничества по территориальному признаку не наблюдаются - для каждого населенного пункта характерны общероссийские тенденции.

Исследование выявило, что в России наблюдаются негативные тенденции в изменении общественного мнения по вопросам страхового мошенничества. В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась доля россиян, допускающих возможность обмана страховой компании. Половина россиян, определившихся по данному вопросу, не считает обман страховщика преступлением. При этом наиболее популярным обоснованием такой позиции являются утверждения, что «страховщики сами обманывают клиентов» и что «клиенты слишком много платят за страхование». Таким образом, в общественном мнении обман страховщика не ассоциируется с преступлением, он связан с возвратом своих средств, наказанием компаний, которые, по мнению респондентов, сами обманывают страхователей.


4 декабря 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг, Страховое мошенничество, Общественное мнение
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.76 (голосовало: 37 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
26 февраля 2008 г. 11:36 Олег
отношение россиян к страхованию
Очень хорошо проанализированная проблема. Хотелось бы также узнать о методах прогнозирования факторов,влияющих на пользование россиянами страховыми продуктами.
19 мая 2008 г. 18:46 Зорин Г.
Полезный материал для страховщиков и брокеров. Спасибо.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: