Ведомости онлайн,
12 января 2015 г.
Страховой рынок России вошел в стадию стресс-теста 846 просмотров
Любая попытка подвести хотя бы промежуточные итоги завершившегося года в сфере страхования достаточно быстро отзывается следующей трудностью: оказывается, что оглядываться назад из января 2015-го — очень непростая задача.
Здесь уместно употребить хорошо знакомый всем автолюбителям термин «ограниченная видимость»: круговорот событий последних месяцев значительно затрудняет обзор. Тут и колебания курса рубля, самые значительные за последнее десятилетие, и настойчивые разговоры о стагнации экономики, и война санкций, и многое другое. Кажется, что при такой турбулентности заглядывать в прошлое так же сложно, как и в будущее.
Прошедший год во многом оказался переломным для всего страхового рынка России. То, что с ним произошло, лучше всего характеризует формулировка «из крайности в крайность». Молодой, еще не стабилизировавшийся рынок страховых услуг оказался в последнее десятилетие настоящим экспериментальным полигоном, где действовали далеко не только добропорядочные компании и клиенты. В период бурного развития отрасли появлялись сотни страховых компаний и брокеров, реализовывались различные подходы к клиенту, практиковался демпинг. Одним словом, делалось все, чтобы оперативно заработать деньги на новой услуге, а вот какой сервис предоставить и как за это получить лояльного и финансово грамотного клиента — такого вопроса перед многими не стояло.
С годами все эти процессы породили настоящую пропасть между страховщиком и клиентом, особенно в вопросах доверия. Больше всего клиента всегда интересовали только два вопроса: чтобы страховая компания выполнила свои обязательства при наступлении страхового случая и чтобы сделано это было добросовестно, в частности, без занижения суммы выплат. Но на свои простые запросы клиенты слишком часто получали неудовлетворительные ответы. К многолетней практике отказов добавилась консолидация рынка, ознаменовавшая собой 2012 и 2013 гг. С критериями доверия стало совсем сложно, особенно в контексте бесславного ухода с рынка компаний из топ-20. Сказать, что все это сформировало крайне негативный имидж отрасли, — не сказать почти ничего.
Недовольство копилось, необходимо было предпринять эффективные шаги для «перезагрузки» отношений между страховщиком и клиентом, сделать отрасль понятнее и прозрачнее, а условия игры — яснее. В 2013-2014 гг. маятник качнулся в новое, но, к сожалению, в очередной раз крайнее положение, как будто воздавая всему страховому рынку по заслугам исторического отношения к клиентам. Концентрация «оригинальных» судебных решений по самым, казалось бы, очевидным делам превзошла все мыслимые ожидания. В итоге клиенты из состояния «выплывайте сами» очутились в состоянии гиперопеки, когда страховые компании вынуждают защищать потребителей даже от тех опасностей, о которых на берегу никто не договаривался. Но, как это часто бывает, этой заботой воспользовались самые предприимчивые люди, а обычные клиенты от этого вновь пострадали.
Такой поворот стал еще одним ударом по всей отрасли. Начались эти процессы еще в 2013 г., но именно в прошедшем году они превратились в тенденцию, наносящую ощутимый ущерб не только рынку, но, что важно, самим же клиентам. Именно в 2014 г. ряд крупных международных игроков отказались от операций на российском рынке либо снизили их объемы. И наблюдались эти процессы с самого начала 2014 г., а потому правильно связывать их не с санкциями или обострением взаимоотношений между Россией и Западом, а с целым комплексом изменений.
Кто выиграл от этих решений? Точно не страховые компании и не добропорядочные клиенты: первым приходится урезать бизнес, а вторым, при прочих равных, дороже платить за продукт. В плюсе только мошенники и автоюристы.
Картина складывается крайне пессимистичная и тревожная, тем более что ожидать в наступившем году кардинальных перемен к лучшему не приходится. В прошлом октябре «Автостат» озвучил пессимистичный сценарий развития на 2015 г., спрогнозировав снижение авторынка на 15%. Понятно, что теперь, в условиях ухудшающейся экономической обстановки и падения цены на нефть, такой прогноз уже пора переквалифицировать в оптимистичный. И это тоже один из факторов, который непосредственно повлияет на то, каким будет страхование в 2015 г.
Однако здесь можно отыскать и позитивный аспект: такой стресс-тест может стать решающим шагом российского страхового рынка к взрослению и созреванию. Подтверждение такой вероятности удается найти в истории: мы не первая страна, которая проходит через подобную «страховую турбулентность». Примерно то же самое происходило в США около 20 лет назад. В Америке тогда ушло три года на стабилизацию рынка и его переход в равновесное состояние.
Очевидно, сам по себе факт окончательного вступления России в стадию «страхового стресс-теста» еще не гарантирует его успешного прохождения. Кризисные времена требуют грамотных антикризисных решений. Дорога к прозрачному и стабильному рынку не будет простой, и сравнить ее в настоящих условиях вернее всего с хождением по тонкому льду: если удастся не провалиться, то цель будет достигнута, но следует учитывать, что риски крайне велики.
Итак, нам предстоит непростое путешествие в собственное будущее, в котором цена ошибки чрезвычайно высока, а дорога не проторена и тяжела. Но главное — чтобы она была. Герой фильма «Назад в будущее», популярного в России в 90-е гг., бросает своему молодому другу: «Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся». Очень хочется верить, что это пока не наш случай.
Мария МАЛЬКОВСКАЯ, генеральный директор «Интач страхования»
Вся пресса за 12 января 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
15 сентября 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 15 сентября 2025 г.
В Госдуме объяснили, почему в РФ пока не могут автоматически штрафовать водителей без ОСАГО

|
|
Вечерняя Москва, 15 сентября 2025 г.
Автоматические штрафы: как будут выявлять водителей без полиса ОСАГО с 1 ноября

|
|
Вятка-на-Сети, Киров, 15 сентября 2025 г.
Верховный суд: ремонт или выплата – решает только автовладелец

|
|
360.ru, 15 сентября 2025 г.
«Очередной эксперт что-то ляпнул»: как будут выявлять водителей без полиса ОСАГО

|
|
Севастопольская газета, 15 сентября 2025 г.
Обманули четыре страховые компании фиктивными ДТП

|
|
Caravan-Info.kg, 15 сентября 2025 г.
Правительство усилит защиту аграриев от климатических и природных рисков

|
|
АСН24.ру (Амурская служба новостей), Благовещенск, 15 сентября 2025 г.
Амурчане стали меньше жаловаться на страховщиков и микрофинансовые организации

|
|
РИА Новости, 15 сентября 2025 г.
«Согаз» планирует открыть офисы в новых регионах России

|
|
Комсомольская правда-Санкт-Петербург, 15 сентября 2025 г.
Дмитрий Лисовец возглавил Территориальный фонд ОМС Петербурга

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 15 сентября 2025 г.
Камеры начнут проверять полисы ОСАГО у водителей с 1 ноября 2025 года, но есть нюанс

|
|
Телеканал Звезда, 15 сентября 2025 г.
Автоэксперт объяснил проблемы с видеофиксацией отсутствия полиса ОСАГО

|
|
raexpert.ru, 15 сентября 2025 г.
«Эксперт РА» отозвал без подтверждения кредитный рейтинг АО «ЛУЧИ Страхование»

|
|
СуперОмск, 15 сентября 2025 г.
В Омске установили порядок возмещения убытков в рамках ЧС

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 15 сентября 2025 г.
Сарана возглавил комитет по здравоохранению Петербурга, а Лисовец стал руководить ТФОМС

|
|
РИА Новости, 15 сентября 2025 г.
Ошибки при контроле ОСАГО через камеры будут исключены, заявил глава НСИС

|
|
Autonews.ru, 15 сентября 2025 г.
Камеры не будут штрафовать водителей без ОСАГО с 1 ноября. Мы все узнали

|
|
Авторамблер, 15 сентября 2025 г.
Штрафовать по камерам за езду без ОСАГО начнут ещё не скоро. Точно не 1 с ноября

|
 Остальные материалы за 15 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|