Коммерсантъ,
20 апреля 2016 г.
Страховщики сливают ОСАГО
1686 просмотров
В Национальном банке Башкирии (подразделение ЦБ) вчера подтвердили растущее число жалоб автовладельцев на отказы страховщиков в оформлении полисов ОСАГО. Автомобилисты недовольны, что страховые компании продают «автогражданку» исключительно в пакете с дополнительными услугами, но и для этого приходится выстаивать очереди. Наказать страховщиков регуляторы пока не могут, призывают автомобилистов вместе с жалобами собирать доказательства нарушений и подключать к разбирательству правоохранительные органы.
Вчера Нацбанк Башкирии распространил релиз, в котором подтвердил растущее число обращений автовладельцев с жалобами на действия страховщиков. Автомобилисты жалуются на отказы в оформлении полисов ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг, следует из сообщения Нацбанка. Число обращений, равно как и принятые меры для урегулирования ситуации, регулятор не уточняет.
Башкирские автовладельцы, по данным „Ъ“, не могут беспрепятственно оформить полисы ОСАГО начиная с февраля 2016 года. Страховщики предлагают им в нагрузку дополнительные виды страхования, но и такие полисы выдают только в порядке очереди. Так, в офисах некоторых страховщиков, например «Согаза» и ВСК, очередь надо физически занимать с раннего утра, а количество принимаемых в день посетителей ограничено. В марте, как сообщал „Ъ“, страховщики объясняли трудности с оформлением ОСАГО сбоями в системе Российского союза автостраховщиков, с помощью которой рассчитывается коэффициент бонус-малус, а также отсутствием бланков ОСАГО.
Вчера в опрошенных „Ъ“ местных отделениях ВСК и «Согаза» сообщили, что бланки есть, но наплыв посетителей такой, что предоставить полисы всем желающим по первому требованию не удается. «Когда мы приходим на работу, они (автовладельцы.— „Ъ“) уже стоят у двери. То ли с вечера, то ли с ночи занимают»,— сказала сотрудница в офисе ВСК. Директор уфимского филиала СГ «Уралсиб» Гузель Аскарова связала нашествие посетителей с приостановкой лицензии башкирской страховой компании «Резонанс» и сокращением агентских сетей других страховых компаний. «Ситуация на рынке ОСАГО становится критической, так как во многих регионах этот вид страхования настолько убыточен из-за активности автоюристов и мошенников,— говорит госпожа Аскарова.— Страховые компании предпочитают сворачивать бизнес. В 2015 году ОСАГО стало точкой поддержки всего страхового рынка, показав рост в 45%, но уже к середине этого года эффект от повышения тарифов сойдет на нет».
Сами страховщики факты отказов в оформлении «чистого» ОСАГО и навязывания допуслуг категорически отрицают. А собеседник в Нацбанке республики говорит, что доказать нарушения сложно, так как автовладельцы не прилагают к жалобам доказательств. Это препятствует возбуждению административных дел по ст. 15.34.1 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг), отметил собеседник в Нацбанке. Ведомство вчера призвало автовладельцев собирать аудио- или видеозаписи нарушений «нерадивых» страховых компаний и направлять их не только в ЦБ, но также в прокуратуру и правоохранительные органы. Регулятор также разъяснил, что если автомобилисты считают допстраховку «навязанной», то могут отказаться от нее в течение пяти дней. Кроме того, автовладельцам напомнили о возможности оформить электронные полисы, правда, с оговоркой, что пока это лишь право, а не обязанность страховщика. Например, на сайте лидера рынка «Росгосстраха» оформление электронного полиса вчера было невозможно.
В прокуратуре республики сообщили, что в центральный аппарат ведомства поступило не более 20 жалоб на отказы в оформлении ОСАГО. Информацию по административным производствам в ведомстве уточнить затруднились.
Руководитель регионального управления ФАС Зульфира Акбашева недоумевает, что мешает надзорным органам прийти в офисы страховщиков и убедиться самим в том, что нарушения есть. «Когда это входило в нашу компетенцию, мы выезжали на место и разбирались»,— заявила она. В 2013 году УФАС оштрафовало «Росгосстрах» (около 70% рынка ОСАГО в Башкирии) за злоупотребление доминирующим положением на рынке и навязывание дополнительных услуг к ОСАГО (см. „Ъ“ от 24 октября 2013 года). Проблемы с ОСАГО в регионе возникали и в 2014 году, когда отказы в оформлении «чистой» «автогражданки» были такими же массовыми. После этого ЦБ повысило тарифы: так, в 2015 году сборы страховщиков в Башкирии увеличились на 46%, до 5,3 млрд руб., а полис в среднем с 2014 года подорожал в полтора раза.
Юрист Николай Костенко не исключает, что дефицит полисов ОСАГО создается страховщиками искусственно. «Это может быть связано с желанием заработать на продаже „допов” или таким образом простимулировать ЦБ на дальнейший рост тарифов,— предполагает он.— Республиканские страховщики с самого начала были недовольны установленными для них тарифами ОСАГО. Им всегда казалось, что они занижены».
В пресс-службе Российского союза страховщиков (РСА) попросили учитывать разницу между навязыванием допуслуг и кросс-продажами. «Продажа полиса ОСАГО — это “точка соприкосновения” с клиентом, возможность для страховщика предложить и другие свои услуги»,— отметили в РСА.
Булат БАШИРОВ, Наталья ПАВЛОВА, Ильмира АЛИМГУЗИНА
Вся пресса за 20 апреля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 мая 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 20 мая 2025 г.
Страховой дом ВСК раскрыл, почему им не повредят новые санкции ЕС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 мая 2025 г.
Цифровое мышление движет клиентами медицинского страхования в Индии

|
|
korins.ru, 20 мая 2025 г.
РСА за последние годы столкнулся с нестандартными способами ухода с рынка страховщиков ОСАГО

|
|
Report.Az, Баку, 20 мая 2025 г.
В Азербайджане обсудили защиту прав потребителей финансовых услуг

|
|
АвтоВзгляд, 20 мая 2025 г.
Страховщики одобрили нововведения о натуральном возмещении по ОСАГО

|
|
Интерфакс, 20 мая 2025 г.
Туроператоры с 1 сентября смогут взаимно страховать ответственность друг друга

|
|
ТАСС, 20 мая 2025 г.
Страховое акционерное общество «ВСК» попало в санкционный список ЕС

|
|
РБК.Кавказ, 20 мая 2025 г.
Число жалоб в Банк России от жителей Ставрополья выросло вдвое

|
|
Интерфакс, 20 мая 2025 г.
ЕС ввел санкции против страховщика ВСК

|
|
Газета.Ru, 20 мая 2025 г.
«Рисков много»: россиянам рассказали, как отдохнуть в Таиланде без последствий

|
|
Коммерсантъ-FM, 20 мая 2025 г.
Автостраховку лишают износа

|
|
Известия онлайн, 20 мая 2025 г.
Страховщики поддержали реформу натурального возмещения по ОСАГО

|
|
Турбизнес, 20 мая 2025 г.
Туроператоры получат новую возможность взаимно страховать ответственность друг друга

|
|
Финмаркет, 20 мая 2025 г.
РСА поддерживает предлагаемую депутатами реформу натурального возмещения по ОСАГО

|
|
Татар-информ, Казань, 20 мая 2025 г.
Мошенники начали красть деньги татарстанцев под предлогом замены полиса «Ак Барс-Мед»

|
|
RATA-news, 20 мая 2025 г.
В России появится альтернативный механизм страхования ответственности туроператоров

|
|
Чита.ру, 20 мая 2025 г.
Полис ОМС в поездках по России: какие права есть у застрахованных

|
 Остальные материалы за 20 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|