Российская газета,
22 мая 2019 г.
Покорение полиса
442 просмотра
Получить полис ОМС, поменять страховую медицинскую компанию станет проще. Пациенту напомнят, что пора пройти профилактический осмотр, пригласят на диспансеризацию и подскажут поликлиники, где обследоваться можно в вечернее время и по субботам.
А еще медиков будут в три раза жестче штрафовать за приписки и неэффективные лекарства. Все это предусмотрено новыми Правилами обязательного медицинского страхования, которые утвердило Министерство здравоохранения РФ. Они вступают в силу 28 мая. А сегодня этот документ публикует «Российская газета».
Предусмотренные в нем новации должны сделать медицинскую помощь более качественной, оперативной, а права пациентов более защищенными. Страховые представители проверят качество лечения и, если потребуется, назначат дополнительную экспертизу по запросу пациента. Начнет действовать «правило второго мнения»: если возникнут сомнения в диагнозе или выбранной схеме лечения, пациенту помогут получить дополнительную консультацию в ведущей клинике - с помощью телемедицины.
Документ стал итогом реформы системы ОМС, которую минздрав последовательно проводил последние годы. Главная цель: человек должен иметь возможность получить качественную медицинскую помощь, в каком бы уголке страны он ни жил. А для этого все регионы должны иметь равные возможности - как технические (оснащенность клиник, подготовка врачей и прочих специалистов), так и финансовые.
Поэтому преобразования начались с выстраивания единого механизма финансирования всех видов медицинской помощи, входящих в программу ОМС. «Ежегодно на федеральном уровне принимается программа государственных гарантий, - поясняла министр здравоохранения Вероника Скворцова, - в которой закреплены виды, качество и количество медицинской помощи. При этом в каждом регионе на базе федеральной принимается своя программа госгарантий, и в ряде территорий были искажения, тарифы на оказание медицинской помощи занижались».
Как отмечала министр, за несколько лет «разброс» в финансировании удалось сократить в 25 раз.
В новых правилах закреплен порядок оплаты медпомощи по ОМС, начиная с момента формирования заявки на авансирование и заканчивая окончательными расчетами за оказанную помощь. Четко прописаны и варианты получения денег медучреждением, если в нем лечился пациент, приехавший из другого региона. До сих пор такие взаиморасчеты между территориальными фондами ОМС вызывали немало проблем (в том числе и из-за того, что в разных регионах действовали разные тарифы на один и тот же вид помощи). Но обязанности Фонда ОМС - не просто финансировать работу учреждений, но и тратить деньги наиболее эффективно, отмечала министр.
«В частности, ужесточены санкции к медорганизациям за непредставление медицинских документов и за искажение информации в реестрах счетов, - пояснил «РГ» председатель совета по медстрахованию Всероссийского союза страховщиков Андрей Рыжаков. - Также увеличивается ответственность медорганизаций за назначение нерациональной фармакотерапии». Проще говоря, за завышение тарифов (когда по факту была оказана более простая помощь), за приписки (когда в отчетность вписываются виды помощи, которые пациент вообще не получал) с медучреждений не только удержат полученные ими «лишние» средства, но еще и оштрафуют.
А для пациентов, получающих лечение в стационаре, важно еще одно нововведение: если вместо положенного по клиническому протоколу современного дорогостоящего препарата больного будут лечить устаревшим, но более доступным, или, скажем, неоправданно заменят одно лекарство на другое, размер финансового наказания вырастет в три раза.
Документ значительно расширил полномочия и обязанности страховых компаний. По сути, они должны действовать в режиме «непрерывного контроля» за качеством работы медиков. «Если ранее страховые медорганизации контролировали качество медицинской помощи по факту ее оказания на основе медицинских документов или проводили проверки в связи с обращениями граждан, то теперь страховые представители должны сопровождать пациента на всех этапах лечения», - отметила глава ФОМС Наталья Стадченко.
Поэтому много внимания в документе уделяется информированию граждан и защите их прав. Например, страховщики должны разместить на своих сайтах сведения о медорганизациях, участвующих в системе ОМС, в том числе частных клиниках. Чтобы граждане могли выбрать - где именно лечиться.
Кроме того, страховщиков обязали опубликовать адреса клиник, где можно пройти диспансеризацию, в том числе в вечернее время и в субботу. Гражданам о такой профилактике напомнят, позвонив или отправив СМС-сообщение. А медиков страховщики проверят, чтобы диспансеризация была организована удобно для пациентов.
Страховые представители, в соответствии с новыми правилами, обязаны работать с обращениями пациентов, помогая им в случае возникновения спорных случаев и жалоб - вплоть до организации экспертизы полученной помощи. «По сути, речь идет об обеспечении информирования и сопровождения застрахованных на всех этапах диагностики и лечения», - отметил Андрей Рыжаков.
При этом особое внимание направлено сейчас на людей с подозрением на онкологическое заболевание. «В правилах появилась норма о сопровождении пациентов с подозрением на рак и больных с уже подтвержденным диагнозом - на информационном портале территориальных фондов ОМС страховые организации будут формировать истории страховых случаев таких граждан: куда обращались, были направлены, какие обследования проходили, какое лечение получали. Это даст возможность контролировать сроки оказания и качество получаемой ими помощи и оперативно восстанавливать нарушенные права», - рассказал «РГ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, профессор Алексей Старченко.
Кроме того, отметил Старченко, новый документ предусматривает возможность получения в сложных случаях ведения больного так называемого второго мнения. То есть пациент получает возможность проконсультироваться у высококлассных специалистов, в том числе и из ведущих клиник страны - с помощью телемедицинских технологий. В организации такого дистанционного консилиума тоже помогут страховые представители.
Сама процедура оформления полиса обязательного медицинского страхования по новым правилам значительно упрощается и становится удобнее. «Теперь подать заявление о выборе или замене страховой медицинской организации граждане смогут через официальный сайт территориального фонда ОМС. Правда, для этого понадобится оформить электронно-цифровую подпись. Заявление также можно отправить через Единый портал госуслуг или в МФЦ», - пояснил Андрей Рыжаков.
Причем теперь полис ОМС оформляется в двух вариантах: не только в форме бумажного бланка, но и в виде пластиковой карты с электронным носителем информации. Понятно, что электронным полисом удобнее пользоваться: при его использовании уже не понадобится паспорт, кроме того, пластик более долговечен - его сложно повредить или испортить.
Еще один удобный для людей момент: временное свидетельство, которое получает гражданин, пока он ждет изготовления и выдачи «постоянного» полиса ОМС, будет действительно не 30, а 45 рабочих дней.
Временный полис имеет точно такие же гарантии, как и постоянный - он дает право пользоваться всеми входящими в программу госгарантий видами медицинской помощи. С ним можно без ограничений посещать всех врачей, проходить нужные диагностические и лечебные процедуры, при необходимости ложиться на стационарное лечение. Теперь получать все это в ожидании постоянного полиса можно будет на пятнадцать дней дольше.
Ирина НЕВИННАЯ
Вся пресса за 22 мая 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 сентября 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 12 сентября 2025 г.
Менять страховую и поликлинику можно раз в год

|
|
Агроэксперт, 12 сентября 2025 г.
Застрахованные площади под озимый рапс в РФ выросли пятикратно за четыре года

|
|
РИА Новости, 12 сентября 2025 г.
Пилота упавшего на Урале вертолета могут обязать оплатить лечение пассажира

|
|
kapital.uz, Ташкент, 12 сентября 2025 г.
Инвестиции страховщиков в Узбекистане превысили 8 трлн сумов

|
|
Финмаркет, 12 сентября 2025 г.
Премии российских страховщиков жизни в 1-м полугодии выросли на 95%, выплаты - в 2,9 раза

|
|
Финмаркет, 12 сентября 2025 г.
В январе-июне сборы по страхованию имущества юрлиц в РФ увеличились на 15,3%, выплаты - на 41,3%

|
|
Порт Амур, Благовещенск, 12 сентября 2025 г.
Амурчанка заплатит более 80 тысяч за ДТП, где виновником был ее сын-велосипедист

|
|
Sputnik Латвия, 12 сентября 2025 г.
Никто не застрахован от покупки некачественного товара на Temu

|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 12 сентября 2025 г.
Кубань вошла в ТОП-3 регионов по количеству угонов авто

|
|
CNews.ru, 12 сентября 2025 г.
«Яндекс Забота» запустила агрегатор предложений ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 12 сентября 2025 г.
Hyundai и Kia возглавили рейтинг самых угоняемых машин в РФ в 2025 году

|
|
Дума ТВ, 12 сентября 2025 г.
Чаплин: страховые компании не имеют права заставлять оформлять страховку

|
|
Московский комсомолец, 12 сентября 2025 г.
Провокаторы подстерегали жертв ДТП в «слепой зоне»

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 12 сентября 2025 г.
Российский рынок ДМС отстает от мировых лидеров

|
|
Липецкие новости, 12 сентября 2025 г.
Страховые сборы в Липецкой области взлетели на 38 процентов

|
|
Ведомости, 12 сентября 2025 г.
Конституционный суд разберется в законе о финансовом уполномоченном

|
|
korins.ru, 12 сентября 2025 г.
Страховщики помогут привлечь в ПДС более 2 трлн руб со «спящих» счетов россиян — Аксаков

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|