NEWS.ru,
8 июля 2020 г.
Компании-банкроты оплатят экологический ущерб
945 просмотров
Вопросы экологии всё сильнее выходят на первый план и в экономической жизни России. Мы уже упоминали недавно, что «Норникель» ввёл должности старшего вице-президента по экологии и, соответственно, должности заместителей директоров по экологии в его филиалах. Это стало результатом крупной аварии 29 мая в Норильске, вызвавшей пристальное внимание Кремля и персональное недовольство Владимира Путина тем, как происходило информирование органов государственной власти, и как развертывалась борьба с последствиями ЧП.
Известно, что президент России трепетно относится к вопросам охраны природы, и многократно публично поддерживал именно экологов, когда их интересы сталкивались с интересами большого бизнеса. Так, в 2006 году, когда решение компании «Транснефть» провести строящийся Восточный трубопровод (ВСТО) в нескольких сотнях метрах от озера Байкал в сейсмически опасной зоне вызвало бурю негодования, он в последний момент потребовал перенести нефтепровод на 40 километров севернее. Это существенно повлияло на стоимость строительства транспортной системы, тем не менее, «Транснефть» была вынуждена исполнять решение президента.
По сообщениям СМИ, в правительстве готовится законопроект, по которому предпринимателей обяжут нести ответственность за ликвидацию экологического ущерба от своей деятельности даже после ликвидации или банкротства.
Это весьма актуальная проблема, поскольку в связи с кризисом возможны новые банкротства, в том числе, среди компаний, ведущих либо добычу природных ископаемых, либо осуществляющих крупную производственную деятельность с массовым выбросом отравляющих веществ. У всех на памяти ситуация с закрытым еще в 2013 году Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, на рекультивацию земель вокруг которого требуется около шести миллиардов рублей. Добиться этих денег от бывшего собственника практически невозможно, несмотря на то, что ситуацией занимались в своё время и лично премьер Дмитрий Медведев и президент Путин.
Другим фактором, способствующим разработке и возможному принятию законопроекта, является увеличение сумм, которые предписывается предприятиям выплачивать за экологический ущерб. Последняя авария в Норильске оценивается в 148 млрд рублей. При этом, несмотря на то, что Владимир Потанин обещал всяческое содействие государству со стороны «Норникеля», юристы компании планируют оспорить насчитанный Росприроднадзором размер ущерба окружающей среде от утечки топлива.
Таким образом, государство хочет гарантировать, что не оно — за счёт бюджета — будет восполнять экологический ущерб. Одним из возможных механизмов решения проблемы может стать депонирование денег на специальных счетах либо особое экологическое страхование.
Такие шаги, требующие от бизнеса дополнительных и непредвиденных расходов, разумеется лягут в конечном счёте на потребителей, ибо компании будут вкладывать в цену продукта свои затраты на экологическое резервирование и страхование рисков.
Кроме того, данная мера может снизить инвестиционную привлекательность ряда видов предпринимательской активности для отечественного и иностранного бизнеса. В первую очередь это касается добычи полезных ископаемых, лесопереработки, химических, целлюлозно-бумажных и металлургических производств, а также электроэнергетики.
Но, по большому счёту, почти любое промышленное производство является экологически потенциально опасным, и инвесторы теперь будет вынуждены оценивать и принимать в расчёт риски, вытекающие из нового законодательства. Однако привлекательность природных ресурсов России остаётся высокой, а стоимость рабочей силы — сравнительно низкой, да и требования по части экологии всё равно уступают западным, так что перетока инвестиций в другие регионы ожидать не приходится.
Справедливости ради стоит отметить, что увеличение затрат на экологию в бизнес-планах компаний — общемировая тенденция. После аварии в 2010 году на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, принадлежащей британской компании BP, последняя выплатила в качестве компенсаций и израсходовала на ликвидацию последствий аварии около $56 млрд, а общая сумма ущерба оценивается почти в $145 млрд.
Общественность болезненно реагирует на любую информацию о пренебрежении бизнесом экологической безопасностью. В России до последнего времени о «зеленой» политике компаний больше говорилось, чем делалось. Теперь, после катастрофы в Норильске, происходит очевидный поворот к актуализации темы. Государство выступает в роли агента перемен.
Максим АРТЕМЬЕВ
Вся пресса за 8 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Новые страховые поля, Страховое право, Иные виды страхования, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
13 мая 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-FM, 13 мая 2024 г.
ОСАГО идет на повышение
|
|
РБК.Санкт-Петербург, 13 мая 2024 г.
Стали известны суммы выплат семьям погибших в аварии на Поцелуевом мосту
|
|
За рулем, 13 мая 2024 г.
«Не решена главная проблема»: главред «За рулем» о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Лента.Ру, 13 мая 2024 г.
Индийский регулятор отозвал страховку у 12 российских танкеров
|
|
RB.ru, 13 мая 2024 г.
Суд приостановил корпоративные права зарубежных владельцев «Альфа-банка»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 мая 2024 г.
Моисей Оджейсехоба: Swiss Re призывает к управлению рисками на основе данных в условиях эскалации природных катастроф
|
|
Аргументы и факты-Дагестан, 13 мая 2024 г.
Четверо дагестанцев заподозрены в хищении 5 млн на подставных ДТП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 мая 2024 г.
В Индии к 2028 году, по прогнозам, индустрия страхования жизни превысит $216 млрд
|
|
Sputnik Армения, 13 мая 2024 г.
Индийский регулятор отозвал страховку у 12 российских танкеров
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 мая 2024 г.
Индустрия перестрахования должна пересмотреть подход к киберрискам, чтобы реализовать неиспользованный потенциал
|
|
Агентство нефтегазовой информации, 13 мая 2024 г.
Индия отозвала страховку, выданную российским нефтяным танкерам, попавшим под санкции США
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 мая 2024 г.
Страховщики персональных авто в США находятся «далеко впереди», когда дело доходит до инновационных процессов
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 13 мая 2024 г.
СМИ: Индийский страховщик отказался обслуживать 12 танкеров флота РФ
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 мая 2024 г.
Marsh запускает индивидуальное страховое решение для поставщиков криптоактивов в ЕС
|
|
Клерк.Ру, 13 мая 2024 г.
Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на Альфастрахование
|
|
Комсомольская правда, 13 мая 2024 г.
Правительство поддержало увеличение выплат по ОСАГО, но есть одно условие
|
|
Банки.ру, 13 мая 2024 г.
Когда следует купить мини-каско: советуют эксперты
|
 Остальные материалы за 13 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|