Массовый переход компаний и сотрудников на удаленку способствует ускоренному развитию финансовых сервисов онлайн. Минфин предлагает перевести в цифру большинство банковских и страховых услуг к середине 2021 года. Однако основные игроки уже давно инвестируют в это направление, внедряя онлайн-платформы. Главный риск - обеспечение системы безопасности, бюджет на которую может составлять 20% от всего проекта.
Минфин представил план мероприятий по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий. В нем указаны такие направления, как внедрение удаленной идентификации, обеспечение доступа финансовых организаций к актуальной информации о клиентах в электронном виде, цифровая ипотека и развитие финансовых платформ. Также упоминается включение механизма индивидуального инвестиционного счета в функционал финансовых платформ и расширение перечня пользователей финансовых платформ, включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Предусмотрено, что все работы по этим направлениям должны быть выполнены до середины 2021 года.
Цифровизация финансовых услуг - очень важна в наше время, отмечает директор территориального офиса Росбанка в Санкт-Петербурге Лариса Магеро. По ее словам, вектор здесь задают такие направления, как формирование экосистем, развитие цифровых продуктов, онлайн-ипотека и система быстрых платежей, объем которых значительно вырос с начала 2020 года.
Многое из того, о чем говорит Минфин, уже делается в последние годы, говорит председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. В частности, давно разрешено продавать онлайн полисы ОСАГО, в текущем году у страховых посредников появилось законодательное разрешение участвовать в продаже обязательных видов страхования через интернет. «Пандемия стала стимулом развития и внедрения решений, направленных на увеличение объема дистанционных продаж. Стали ускоренно развиваться сервисы, ориентированные на взаимоотношения между внутренними подразделениями компаний для ускорения продаж, организации урегулирования убытков, проведения расчетов с агентами и посредниками»,- указывает госпожа Якунина.
Большинство страховых услуг для частных лиц уже доступно онлайн, но инициатива Минфина позволит улучшить текущую ситуацию, будут закреплены сформировавшиеся практики и тиражированы сервисы, считает Владимир Храбрых, директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге. Так, например, страховщики уже развили функционал удаленной идентификации пользователей, однако смогут расширить покрытие, сформировать стандарты в части безопасности и процессов. Обеспечение доступа к актуальной информации, предусмотренное планом, позволит улучшить качество услуг: данные станут основой для более персонализированного подхода страховщиков к формированию тарифов и продуктовых предложений, добавляет господин Храбрых.
Лучше оставить отпечатки
В соответствии с планом Минфина удаленная идентификация будет базироваться на функционале Единой биометрической системы (ЕБС), которую участники уже активно внедряют в последнее время, и создании системы проверки сведений об абоненте по номеру мобильного телефона. Чтобы обеспечить доступ финансовых организаций к актуальной информации о клиентах в электронном виде, Минфин планирует закрепить правовые основы функционирования цифрового профиля, развить функционал Единого портала госуслуг, Единой системы идентификации и аутентификации, а также Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) при взаимодействии с финорганизациями.
«Сегодня банки проводят множество «боевых» тестов данной технологии. Используются и схемы биометрической идентификации, во многом схожие со схемами работы, например, каршерингов, а также и схемы взаимодействия с сотовыми операторами. Но все это лишь пилоты в ожидании изменения норм законодательства»,- рассказывает вице-президент, директор департамента digital банка «Открытие» Александр Пятигорский. Подход в виде создания единой системы хранения биометрических отпечатков применяется во всем мире и кажется оптимальным в российских реалиях, добавляет банкир.
«Клиент уже сейчас не хочет приходить в банк. Например, видеоидентификация в сочетании с аналогом собственноручной подписи облегчила бы открытие счета клиенту и его дальнейшее обслуживание»,- рассуждает госпожа Магеро. Она также считает, что обеспечение доступа к актуальной информации о клиентах позволит снизить риски банков при работе с кредитным портфелем и потенциально может упростить процедуру оценки клиента. В настоящее время ЕБС внедрена во всех 13 отделениях Росбанка в Санкт-Петербурге. Почти все петербургские офисы оснастил ЕБС банк «Открытие». Банк «Санкт-Петербург» также внедрил биометрию в большей части отделений.
Получение доступа к информации о клиенте - уникальная возможность сделать максимально кастомизированный продукт, то есть более выгодный и отвечающий интересам клиента, считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин. Страховая компания, рассчитывая тариф, исходит из «средних» показателей, и чем больше есть индивидуальной информации, тем больше доверия и понимания своего клиента, а как следствие - возможности снизить тариф.
Безопасность прежде всего
Основной вопрос при переходе на онлайн-взаимодействие - обеспечение безопасности, соглашаются участники рынка. Бюджет на построение качественной системы может составлять около 20% бюджета проекта, отмечает вице-президент банка «Александровский» Андрей Барановский. И в целом цифровизация требует значительного финансирования, а сроки окупаемости этих инвестиций составляют более десяти лет. Такое финансирование могут позволить себе только государственные и приближенные к государственным игроки, подчеркивает господин Барановский.
«Существующие и используемые сегодня системы кибербезопасности позволяют внедрять данные активности без страха как для банка, так и для клиента. Стоит обратить внимание, что в мировой практике мы будем не первыми, кто прошел этот путь»,- уверен господин Пятигорский.
Также актуальны вопросы доверия, качества реализации и качества продаж, продвижение услуг, добавляет господин Дубровин. Есть еще несколько серьезных вопросов к законодательной части, которые требуют обсуждения и доработок, добавляет госпожа Якунина. В частности, это касается проверки клиентов в рамках 115-ФЗ по ПОД /ФТ (противодействие легализации (отмыванию) доходов), а также возможности заключения неименных (на предъявителя) договоров страхования, по которым на момент заключения договора страхования идентификация клиента невозможна.
«Важным фактором продвижения онлайн-страхования и отсутствия в этой связи подписанных оригиналов договоров страхования станет судебная практика, которая будет принимать полисы, подписанные простой ЭЦП, и противодействовать мошенничеству в связи с возможным полным отказом от БСО (бланков строгой отчетности)»,- считает госпожа Якунина.
По словам госпожи Магеро, есть ряд нюансов при проведения сделок с недвижимостью онлайн. Сейчас, согласно законодательству, открытие счета может проходить только при личном присутствии клиента. В период пандемии порядок открытия банковского счета физического лица был временно упрощен на основании информационного письма Центрального Банка РФ от 10.04.2020 № ИН-014-12/62. Благодаря этому появилась возможность осуществления онлайн-сделок.
Могут возникнуть сложности в области технического обеспечения и синхронизации действий игроков, предупреждает господин Храбрых. Так, например, необходимо обеспечить защищенность инфраструктуры по обмену данными, а также достаточный уровень ее технологических возможностей (пропускную способность, скорость операций). В период пандемии онлайн-сегмент страхования подвергся стресс-тесту - компании с развитым онлайн-сегментом старались обеспечить бесперебойную работу сервисов, добавляет господин Храбрых.
Внедрение предложенных Минфином онлайн-решений может существенно помочь развитию всего финансового рынка, соглашаются участники. Для страховщиков это означает рост продаж в средних и небольших городах, расширение линейки страховых продуктов, минимизацию стоимости посреднических услуг, отмечает господин Дубровин. На данный момент более 80% страховых услуг реализуется через посредников и этот канал достаточно дорогой, подчеркивает он.
Финансовые услуги станут доступнее, ими смогут воспользоваться все категории граждан, а финансовые институты получат более подробную и актуальную информацию о своих клиентах, добавляет господин Барановский. Это будет способствовать снижению рисков, а как следствие - издержек, что в итоге скажется на снижении стоимости банковских услуг для населения.
Любовь ВИКТОРОВА
Вся пресса за 8 декабря 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Маркетинг, Кризис и страхование, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 апреля 2024 г.
|
|
Российская газета онлайн, 26 апреля 2024 г.
Вырос спрос россиян на страховки для поездок в Китай
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Искусственный интеллект и другие революционные изменения на казахстанском рынке страхования
|
|
Южный Урал, Оренбург, 26 апреля 2024 г.
Оренбуржцы намерены получить со страховщиков 1,7 млрд рублей за ущерб от наводнения
|
|
cbr.ru, 26 апреля 2024 г.
Число жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг значительно снизилось: итоги I квартала 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Страховой регулятор Пакистана считает приоритетом реформу налогообложения и внедрение МСФО 17
|
|
КрымPRESS, 26 апреля 2024 г.
Какие б/у запчасти нельзя использовать при ремонте автомобиля — экспертное мнение
|
|
Новости транспорта, 26 апреля 2024 г.
Страховщики продолжают настаивать на ремонте машин подержанными автозапчастями
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 26 апреля 2024 г.
Курский облсуд не встал на сторону страховщика ВСК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Страховщики в Азии должны реагировать на демографические изменения в здравоохранении
|
|
АвтоВзгляд, 26 апреля 2024 г.
Volkswagen и Skoda вернулись в Россию неожиданным образом
|
|
Финмаркет, 26 апреля 2024 г.
В январе-апреле число угонов автомобилей снизилось в 3,5 раза
|
|
ФедералПресс, 26 апреля 2024 г.
Эксперт Рассказов объяснил план действий в случае повреждения автомобиля
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 апреля 2024 г.
Большинство работодателей Гонконга стремятся расширить страховые программы для сотрудников
|
|
Российская газета онлайн, 26 апреля 2024 г.
В январе-апреле число угонов снизилось в 3,5 раза
|
|
МК Байкал, Иркутск, 26 апреля 2024 г.
Два миллиона отдал мошенникам иркутянин, переоформляя полис
|
|
Парламентская газета, 26 апреля 2024 г.
Валентина Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП
|
|
Парламентская газета, 26 апреля 2024 г.
В Центробанке объяснили, как определяется стоимость ремонта по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 26 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|