Банки.ру,
19 февраля 2021 г.
Какие регуляторные изменения повлияют на финансовый рынок в 2021 году 512 просмотров
В 2021 году российский рынок кредитования ждут новые регуляторные изменения: показатель предельной долговой нагрузки (ПДН) будет высчитываться на основании данных Пенсионного фонда, Центробанк ограничит возможности банков и МФО по предоставлению дополнительных услуг, а выплаченную компаниям страховую премию клиент сможет вернуть в ускоренном порядке. Как отразятся эти изменения на финансовом рынке?
*** Дал взаймы — заработал на страховке? По понятным причинам прошлый год оказался не самым удачным для бизнеса, в том числе и банковского. Например, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных в 2020 году потребительских кредитов составило 14,57 млн, что на 25,9% меньше по сравнению с 2019 годом.
На фоне снижения объемов кредитования некоторые финансовые организации попытались компенсировать выпадающие доходы за счет заработка на дополнительных услугах. И порой делали это не совсем честно. В частности, в августе 2020 года Банк России заявил о выявлении ряда недобросовестных практик, с которыми потребители чаще всего сталкиваются в офисах банков.
Прежде всего, это отсутствие информации о дополнительных предложениях к договору, в результате чего клиенты, сообщая подтверждающий код из СМС, соглашались получать услуги, о которых не подозревают. Встречались и более экзотические случаи. Например, банковские служащие «забывали» предупредить клиентов о необходимости ежегодно вносить платежи по договору накопительного страхования жизни. В итоге страховщик расторгал договор, а клиент терял заплаченные ранее деньги.
Центробанк позаботился о том, чтобы дать рекомендации по устранению подобных практик, а проверяющие органы на местах получили четкие инструкции на случай, если соответствующие рекомендации останутся без внимания. И если борьба с мисселингом в банковском секторе началась в 2020 году, то микрофинансовые организации она затронет как раз в 2021-м. Об этом в минувшем декабре недвусмысленно заявил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута на MFO Russia Forum.
До сих пор у микрофинансовых организаций было два варианта бизнес-модели. Первый — это сфокусироваться исключительно на выдаче займов, предлагая их безо всякой «нагрузки». Расчет на то, что клиенты оценят честные правила игры и придут в компанию снова. Второй путь — навязывать вместе с займами дополнительные услуги. Например, когда заемщик должен в обязательном порядке купить еще и страховку, оплатить комиссию за перевод денег на карту или СМС-рассылку с напоминанием о сроке погашения ссуды. Такие схемы отныне регулятором будут пресекаться.
Еще одним серьезным ударом по мисселингу со стороны банков и МФО станет более упрощенная процедура отказа от невостребованных страховых услуг. Страхование — вообще едва ли не самая популярная дополнительная услуга. По закону в течение 14 дней с момента заключения договора действует так называемый период охлаждения, когда клиент может отказаться от страховки, если за это время ею не воспользовался. На практике сделать это далеко не просто. Чаще всего клиент покупает страховку автоматически — при онлайн-оформлении займа или кредита достаточно просто не заметить галочку в заявке. А вот чтобы оформить возврат, приходится заполнять бумаги и специально являться в офис финансовой организации. Такие трудности в наш цифровой век останавливают довольно многих людей, которые были бы не прочь воспользоваться «периодом охлаждения».
В 2021 году власти обещают ввести правила, согласно которым продавец, навязавший ненужную страховку, будет обязан рассмотреть заявление клиента в ускоренном порядке, расторгнуть договор и вернуть страховую премию. Все эти операции будут происходить онлайн, без необходимости личного присутствия клиента в офисе.
В отличие от истории с ПДН нововведения, направленные на защиту граждан от навязанных услуг, могут весьма болезненно сказаться на целом ряде финансовых компаний. Часть из них неплохо зарабатывает на мисселинге. Что еще опаснее, некоторые участники рынка окажутся и вовсе убыточными, если вычесть из их выручки доходы от продажи необязательных услуг. Таким игрокам придется серьезно пересмотреть текущие бизнес-модели и все-таки научиться зарабатывать на своей основной деятельности, то есть на кредитовании.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. (с сокращениями)
Андрей ПОНОМАРЕВ, генеральный директор финансовой платформы Webbankir
Вся пресса за 19 февраля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 августа 2025 г.

|
|
AK&M, 1 августа 2025 г.
Французская AXA намерена приобрести итальянскую страховую компанию Prima за 1 млрд евро

|
|
Вечерний Ставрополь, 1 августа 2025 г.
С начала года специалисты ФОМС обработали 2,7 тысяч заявок ставропольцев

|
|
ТурДом, 1 августа 2025 г.
Из-за лихорадки денге на Бали туристам рекомендуют не забывать про страховки и профилактику

|
|
Новости Брянска, 1 августа 2025 г.
Брянские аграрии получили 180 миллионов страховых выплат

|
|
kurskcity.ru, 1 августа 2025 г.
Курянка пыталась получить 23 страховых выплаты по 3 кредитным договорам

|
|
Финмаркет, 1 августа 2025 г.
В 1-м полугодии чистая прибыль СК «Совкомбанк страхование» выросла на 39%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 августа 2025 г.
15 лет лидерства: Marsh McLennan вновь возглавляет рейтинг крупнейших страховых брокеров мира

|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 1 августа 2025 г.
Суд в Новосибирске отклонил иск к страховщику мусорной концессии на 662 млн

|
|
РИА Новости, 1 августа 2025 г.
Суд увеличил иск Морспасслужбы по делу о танкерах, затонувших в Черном море

|
|
Автостат, 1 августа 2025 г.
Стали известны самые узнаваемые страховые компании у автовладельцев

|
|
CNews.ru, 1 августа 2025 г.
Страховая компания «Двадцать первый век» автоматизирует процессы на TESSA 4.0

|
|
ПРАЙМ, 1 августа 2025 г.
«СберСтрахование» выплатило более 5 млн рублей из-за сбоев в «Аэрофлоте»

|
|
Гудок, 1 августа 2025 г.
Во Франции пассажиров поезда обокрали на рекордную сумму 350 тыс. евро

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 1 августа 2025 г.
Очередной воронежский автовладелец взыскивает с ВСК деньги за ДТП, в котором не виноват

|
|
ГТРК Кубань, 1 августа 2025 г.
Страховые выплаты начали получать фермеры Кубани

|
|
Report.Az, Баку, 1 августа 2025 г.
Глава ЦБА обсудил со страховщиками итоги I полугодия

|
|
Finversia.ru, 1 августа 2025 г.
Пан или пропал: выгодно ли вернуть деньги за страхование кредита?

|
 Остальные материалы за 1 августа 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|