|
Двадцать лет назад при введении ОСАГО ставилась конкретная задача: прекратить беспредел на дорогах и защитить имущественные интересы, а главное — здоровье водителей. За прошедшие годы ОСАГО стало самым массовым видом страхования на российском страховом рынке, что говорит о его актуальности и востребованности по сей день.
Обязательное возмещение ущерба
Создание системы ОСАГО в 2003 году отвечало требованиям времени. Тогда назрела необходимость обеспечить защиту имущественных интересов потерпевших в результате аварий, а также минимизировать риски автомобилистов, уберечь от автоподстав на дорогах. За прошедшие два десятилетия ситуация на российских дорогах стала более цивилизованной, что повлияло не только на безопасность движения, но и на уровень жизни граждан.
Введение ОСАГО содействовало развитию имущественного страхования, ведь при заключении договора потребителю предлагают, к примеру, и каско. Имея положительный опыт разрешения ситуации с помощью ОСАГО, граждане охотно пользуются и добровольным автострахованием.
Так по цепочке ОСАГО благоприятно повлияло на развитие страхового рынка, стало драйвером для имущественного страхования. ОСАГО и по сей день остается самым массовым на страховом рынке.
Благодаря ОСАГО потерпевшие получают возмещение ущерба независимо от финансового положения виновника ДТП, а владельцы транспортных средств, страхующие свою ответственность, стали чувствовать себя защищенными от финансовых потерь на случай причинения по их вине вреда в результате аварии.
Введение обязательного автострахования также способствовало снижению нагрузки на судебную и исполнительную системы, возникающей при рассмотрении имущественных споров между потерпевшими и виновниками аварий, прокомментировал исторические реалии введения страхования Банк России.
Как отмечают в Банке России, «сегодня механизм ОСАГО независимо от наличия полиса у виновника аварии обеспечивает выплаты пострадавшим за вред, причиненный жизни и здоровью. Система защищает интересы потерпевших и страхователей и в том случае, когда страховая компания, работающая в ОСАГО, прекратила свою работу: оформленные у нее полисы продолжают действовать, страховая защита сохраняется, и выплаты по ним производятся. Приобрести полис стало удобнее и проще. Широкое распространение получили электронные страховки е-ОСАГО: их доля в общем числе оформляемых полисов, по данным за последние полгода, составляет около 60%. Внедряется возможность дистанционного урегулирования убытков».
За время, прошедшее с момента запуска системы ОСАГО в России, было много нововведений, система неоднократно подвергалась совершенствованию. 20 лет назад и лимиты выплат были скромнее, чем сегодня (было: по имуществу — 160 тыс. руб. на всех и не более 120 тыс. руб. одному потерпевшему, по здоровью и жизни — 240 тыс. руб. на всех и не более 160 тыс. руб. одному; сейчас: 400 тыс. руб. (имущество) и 500 тыс. руб. (жизнь) каждому потерпевшему).
Сейчас благодаря ОСАГО потерпевший не должен возмещать вред за свой счет или бегать за причинителем вреда: деньги он получает от страховой компании.
Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев свидетельствует, что к настоящему моменту лишь 2% полисов ОСАГО выпускаются на бланках Гознака, остальные покупаются либо удаленно из дома, либо, даже если и печатаются в офисе страховщика, выписываются прямо из информационной системы, что также стало возможно благодаря развитию технологий.
РСА осуществляет компенсационные выплаты по ряду оснований, в том числе по возмещению вреда жизни и здоровью, когда виновник скрылся или неизвестен, что позволяет потерпевшему получить возмещение, а не платить за вред из своего кармана.
Очень много сделано в плане сервиса и удобства для страхователей и потерпевших: возможность обращаться к своему страховщику за выплатой (затем страховщики рассчитываются между собой), возможность упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции (европротокол), а с 15 июля 2023 года будет запущена возможность заявления убытка с помощью мобильных приложений, возможность заключения электронного полиса, которая стала очень популярной у населения, приоритетная натуральная форма возмещения (осуществление ремонта), рассказывают в РСА.
Кроме того, вначале система тарификации в ОСАГО была очень жесткой: единые нормативно установленные базовые ставки страховых тарифов означали, что страховая премия для одних и тех же условий была одинаковой у любого страховщика. Затем появился тарифный коридор: страховщики теперь могут более четко и точечно тарифицировать клиента в зависимости от факторов риска, которые им кажутся важными. Это порождает конкуренцию среди страховщиков, автовладелец может сравнить размер премии у нескольких компаний и выбрать для себя оптимальный вариант.
Система базируется на принципе справедливого ценообразования: аккуратным и опытным водителям полис ОСАГО обходится дешевле, чем страхователям, у которых гораздо выше вероятность стать виновниками аварии (среди них молодые и неопытные водители, а также те, по чьим полисам страховщикам уже приходилось возмещать убытки).
Как отмечают в Банке России, основной потребитель этого продукта — простой автовладелец: около 85% полисов ОСАГО оформляется в отношении личных автомобилей граждан. ОСАГО является социально значимым видом страхования. Около 2 млн потерпевших (по данным за 2021–2022 годы) ежегодно получают выплаты за причиненный ущерб или ремонтируют автомобили в рамках системы ОСАГО, а общая сумма урегулированных убытков и произведенных выплат составляет в среднем 155 млрд руб. в год.
«За два предшествующих года (2021-й и 2022-й) только по возмещению вреда жизни и здоровью были произведены выплаты почти по 60 тыс. страховых случаев на общую сумму около 13 млрд руб. Если говорить не только о защите интересов пострадавших, но и об эффективности системы для страхователей, то нужно обратить внимание на соотношение средней стоимости полиса и среднего размера убытка, который возникает по страховому случаю в ОСАГО. Так, за 2022 год средняя выплата составила почти 80 тыс. руб. при средней стоимости полиса меньше 7 тыс. руб.»,— подсчитали в Банке России.
В отличие от системы страхования гражданской ответственности автовладельцев большинства стран, цена российской «автогражданки» существенно ниже, в том числе за счет наличия в отечественной системе лимитов на размер выплат, подчеркнули в ЦБ.
По словам финансового уполномоченного Светланы Максимовой, ОСАГО еще и самый урегулированный вид страхования: «Прорывным достижением в свое время стало введение ПВУ, при котором пострадавший клиент обращается за урегулированием убытка к своему страховщику. Внедрение такого сервиса было направлено исключительно на удобство потребителя, в системе ОСАГО появился клиентоориентированный сервис».
«Наиболее успешными представляется внедрение и развитие европротокола, электронного ОСАГО и перестраховочного пула, что делает ОСАГО кратно более доступным и простым с точки зрения взаимодействия с автовладельцами на всех стадиях жизни страхового полиса»,— считает Антон Пожидаев, директор продуктов ОСАГО «СберСтрахования». *** Вера СКЛЯРОВА
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 27 июня 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Юбилей, Тарифы
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
18 ноября 2025 г.

|
|
Бизнес online, Казань, 18 ноября 2025 г.
«Очевидно, что они не намерены платить выкуп»: ВСК 7-й день не может оправиться от кибератаки

|
|
Финмаркет, 18 ноября 2025 г.
Уровень возбужденных дел по признакам страхового мошенничества снижается с начала 2025 г.

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 18 ноября 2025 г.
Пострадавшие пассажиры автобуса, врезавшегося в опору моста, получат компенсацию (сколько и когда)

|
|
РБК (RBC.ru), 18 ноября 2025 г.
В Думе решили не давать губернаторам право исключать страховщиков из ОМС

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
КонсультантПлюс, 18 ноября 2025 г.
ДМС: суды сочли, что клиника в ряде случаев может отступить от условий гарантийных писем

|
|
Авторадио, 18 ноября 2025 г.
В России вырос интерес к краткосрочным полисам ОСАГО

|
|
ТАСС, 18 ноября 2025 г.
ГД приняла во II чтении проект о медпомощи по ОМС в Донбассе и Новороссии

|
|
Тверское информационное агентство (ТИА), 18 ноября 2025 г.
В Тверской области выплаты по автострахованию выросли на 15%

|
|
РИА Новости, 18 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект об ОМС для трудовых мигрантов

|
|
Газета.Ru, 18 ноября 2025 г.
Сбер планирует нарастить долю на рынке страхования

|
|
Лента.Ру, 18 ноября 2025 г.
Греф рассказал о проактивных звонках СберСтрахования пострадавшим в Курске клиентам

|
|
Дума ТВ, 18 ноября 2025 г.
Госдума приняла во II чтении проект о передаче полномочий страховых компаний территориальным фондам

|
|
Финмаркет, 18 ноября 2025 г.
Банк России отмечает стабилизацию в сфере противодействия страховому мошенничеству при росте ряда тревожных тенденций

|
|
Regnum, 18 ноября 2025 г.
Греф раскритиковал страховщиков с низким уровнем выплат

|
|
Интерфакс, 18 ноября 2025 г.
Банк России отмечает стабилизацию в сфере противодействия страховому мошенничеству

|
 Остальные материалы за 18 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|