Известия онлайн,
21 июля 2023 г.
Знай свое место: пользователей электросамокатов хотят приструнить
491 просмотр
Количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) растет, а инспекторы не всегда имеют возможность ловить нарушителей. Эксперты призывают к ужесточению правил передвижения на электросамокатах — регистрация, водительские права, страховка. В Общественной палате Российской Федерации подвели итоги четырех месяцев — с того момента, как СИМ были признаны транспортным средством и закреплены в ПДД. Подробности — в материале «Известий».
Ездят вдвоем и сталкиваются
Число ДТП со средствами индивидуальной мобильности выросло на 50–60%, отметил старший инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Стельмах.
— [Это происходит] не за счет того, что не работают нормы ПДД, а за счет того, что фактически очень быстро увеличивается количество данных транспортных средств, — заявил Стельмах в ходе заседания в Общественной палате.
Он отметил, что самым распространенным нарушением стала поездка вдвоем на самокате, не предназначенном для этого.
— У нас в ПДД есть норма, что с учетом конструкции можно перевозить [пассажира]. Возможно, такие конструкции и есть, но мы считаем, что этот пункт надо скорректировать, когда очередной пакет изменений будет вноситься, — уточнил Стельмах.
Также распространены такие нарушения, как переезд по пешеходным переходам, где водители СИМ должны спешиваться, и движение по проезжей части, когда водители СИМ должны двигаться по тротуару.
Статистика и тротуары
Депутат петербургского заксобрания Алексей Цивилев считает, что статистика ДТП с участием средств индивидуальной мобильности не отражает реальную картину:
— Месяц назад в ГИБДД по Петербургу нам ответили, что они зафиксировали 40 ДТП с самокатами. Но, к сожалению, они фиксируют только на дороге, потому, что все ДТП на тротуаре попадают в графу «несчастный случай».
В ГИБДД, однако, утверждают, что учитывают и ДТП со средствами индивидуальной мобильности на тротуарах. В то же время эксперты признают, что инспекторам довольно сложно фиксировать подобные происшествия.
— Как ГИБДД будет это всё фиксировать, если их «подрезали» по составу? Как и на чем будет инспектор гоняться за нарушителем? Видимо, надо электросамокатный батальон создавать, — считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Экономят на минутах
Операторы кикшеринга располагают средствами, позволяющими следить за лихачами и наказывать их за нарушения штрафами и блокировкой. По словам учредителя компании Whoosh Сергея Лаврентьева, доля ДТП с арендными самокатами за второй квартал этого года — 30%. Остальное — «частники».
Однако, например, в недавних происшествиях в Екатеринбурге дети пострадали в результате наездов именно арендных электросамокатов, управляемых несовершеннолетними, отметила старший инспектор пропаганды безопасности дорожного движения областной ГИБДД капитан полиции Галина Кравченко. По ее словам, многие водители СИМ признают, что не спешиваются на пешеходных переходах из экономии, — средняя стоимость аренды электросамоката составляет 7 рублей за минуту.
— Изучение поведенческих характеристик во время управления СИМ показало, что оценка дорожной ситуации у несовершеннолетних развита гораздо хуже, чем у взрослых. Скорость реакции на возникшую опасность медленнее и при передвижении на СИМ их реакция притупляется еще и эмоциональным состоянием, — отметила Кравченко.
Права, страховка, шлем
Несмотря на рейды и образовательные мероприятия, которые проводит не только ГИБДД, но и операторы кикшеринга, ситуация с аварийностью СИМ продолжает оставаться серьезной.
Поэтому эксперты, участвовавшие в заседании, предлагают совершенствовать и ужесточать законодательство. Например модифицировать водительскую категорию М под средства индивидуальной мобильности. Зампред комитета Общественной палаты по безопасности Александр Холодов предлагает оставить только теоретический экзамен и сдавать его онлайн или экстерном.
В ОП призвали обязать водителей СИМ носить шлем при передвижении по дороге общего пользования. Кстати, операторы кикшеринга заявили, что планируют предлагать шлемы своим пользователям. Кроме того, Холодов предложил не пускать на дороги детей на велосипедах и мопедах, если их возраст меньше 16 лет.
Отдельный вопрос — страхование. Начальник отдела правоприменения департамента страхового рынка ЦБ Сергей Бабич допустил, что в будущем появится аналог ОСАГО для СИМ. Но в отсутствие идентификации СИМ и водительских прав для них сделать это будет сложно, признают страховщики.
Операторы кикшеринга видят ключ к решению проблемы в совершенствовании инфраструктуры и строительстве велодорожек.
Китайский путь
Депутат Цивилев предложил ограничить количество СИМ в Санкт-Петербурге и запретить им передвижение по тротуарам в городе.
Максим Кадаков высказал сомнение, что получится навести порядок с СИМ регуляторными способами.
— Мы начнем сертифицировать самокат, потом будем вешать на него номер, потом пришивать геотрекер. Все будут разлочивать геотрекеры, так же, как разлочивают мощность. Поэтому придется вводить техосмотр самокатов. Потом захотим ввести права, потом ОСАГО, потом платные парковки, так как самокатов будет много, — отметил Кадаков.
Он предлагает запретить ездить на электросамокатах в центральной части городов или в городах вообще, либо в населенных пунктах с количеством жителей больше определенного значения.
— Мы в 99% случаев ездим на китайских электросамокатах. Но когда вы приезжаете в большой китайский город, там нет электросамокатов в принципе. Потому что регулировать это невозможно, — рассказал главный редактор «За рулем».
Как обгонять пешехода
В Минтрансе готовят очередные изменения в ПДД по СИМ. В проекте дорожной карты не менее восьми пунктов.
— Вопрос, что такое мопед и что такое СИМ, до конца не определен. Здесь нужно проработать и четко определить границы между этими двумя видами транспорта. Серьезный вопрос по поводу водительских удостоверений. Моя позиция: если выезжаешь на проезжую часть, нужно иметь водительское удостоверение. Следующий этап — КоАП. Пары статей, которые можно использовать для наказания, явно недостаточно, — рассказал замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко.
Также в планах Минтранса ограничение скорости обгона пешеходов, регистрация СИМ и развитие инфраструктуры. Допуск средств индивидуальной мобильности на тротуары Луговенко назвал временной мерой.
Евгений БАГДАСАРОВ
Вся пресса за 21 июля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страхование ответственности
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 ноября 2025 г.

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 19 ноября 2025 г.
RuNews сообщил о медуслугах, которые грозят стать платными по ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2025 г.
WTW: мировые расходы на медицинское страхование вырастут на 10,3% в 2026 году

|
|
YakutiaMedia, Якутск, 19 ноября 2025 г.
25 тысяч звонков и 194 жалобы: как Якутия контролирует качество медпомощи

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2025 г.
ПРООН, BMZ, Generali и Фонд ICMIF запускают крупнейшую глобальную программу инклюзивного страхования

|
|
Новости Перми, 19 ноября 2025 г.
В Соликамске сотрудница страховой компании присвоила свыше миллиона рублей

|
|
korins.ru, 19 ноября 2025 г.
Введен мониторинг ситуации с ЧС в Забайкальском крае, где застраховано более 70% посевов

|
|
Комсомольская правда-Кубань, 19 ноября 2025 г.
На Кубани средняя страховая выплата по ОСАГО достигла 120 тысяч рублей

|
|
РИА Новости, 19 ноября 2025 г.
Страховщики начинают предлагать бизнесу покрытие потерь из-за ошибок работы ИИ - NBC

|
|
Российская газета, 19 ноября 2025 г.
Федеральный закон от 17 ноября 2025 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в статью 33[15] Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

|
|
Хабаровский край сегодня, 19 ноября 2025 г.
Мошенники атаковали страховой рынок Хабаровска

|
|
Коммерсантъ онлайн, 19 ноября 2025 г.
Страховщикам вернули чуть не утраченное

|
18 ноября 2025 г.

|
|
Бизнес online, Казань, 18 ноября 2025 г.
«Очевидно, что они не намерены платить выкуп»: ВСК 7-й день не может оправиться от кибератаки

|
|
Финмаркет, 18 ноября 2025 г.
Уровень возбужденных дел по признакам страхового мошенничества снижается с начала 2025 г.

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 18 ноября 2025 г.
Пострадавшие пассажиры автобуса, врезавшегося в опору моста, получат компенсацию (сколько и когда)

|
|
РБК (RBC.ru), 18 ноября 2025 г.
В Думе решили не давать губернаторам право исключать страховщиков из ОМС

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
cbr.ru, 18 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
 Остальные материалы за 18 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|