Секрет фирмы,
22 сентября 2008 г.
Рискованный поворот 1285 просмотров
"Великая идея" Александра Труханского — страхование интернет-активов. "Секрет фирмы" решил с помощью экспертов разобраться, есть ли у такого бизнеса будущее.
"Сегодня можно застраховать все что угодно, даже попу Дженнифер Лопес. Почему же нельзя застраховать интернет-сайт?" — спрашивает киевлянин Александр Труханский. Хотя Александр не обладает такими дорогостоящими активами, как попа Джей Ло, у него были все основания убедиться в том, что страховые компании существуют не зря. Зимой 2007 года Александр не вписался в поворот на своем Mitsubishi Colt. Автомобиль четыре раза перевернулся на дороге. "Машина — в крошево, как только сам жив остался",— удивляется Труханский, 22-летний студент торгово-экономического университета им. Гетьмана. Сам Александр каким-то чудом почти не пострадал, зато машина стоимостью $19 тыс. после аварии годилась только на металлолом. "У меня было каско, так что мне выплатили $16 тыс. с учетом амортизации. И тогда я задумался: почему бы не применить тот же принцип в собственном бизнесе?" — рассказывает Александр. Ему возможно, предстоит стать одним из первопроходцев страховой индустрии — он решил заняться страхованием интернета. "Раньше приходилось работать. Теперь я только проверяю приход денег",— рассказывает Александр, и вместе с его словами из трубки слышится крик петуха. Лето он проводит в селе Рудня-Городецкое Житомирской области, которого, по его словам, "нет даже на карте Google". На интернет-рекламе и торговле ссылками он зарабатывает $5 тыс. в месяц, которые в деревне просто некуда тратить, так что Александр даже собирается прикупить участок сельской земли. "Устал от городской суеты",— говорит он. Удаленность от коммуникаций Александра не смущает: "Если я полгода не притронусь к клавиатуре, деньги все равно будут идти". Такому бизнесу можно позавидовать, и неудивительно, что его хочется застраховать. Профессия Александра называется незамысловато — манимейкер, в переводе с английского — "делатель денег". Еще два года назад Александр делал не деньги, а плохие сайты. "Не зная азов, я хорошенько "проспамил" киевские фирмы и получил сразу 20 заказов. Сайты получились плохонькие, но клиенты были довольны",— вспоминает он. Сегодня бывший спамер является владельцем примерно трехсот площадок, которые и приносят ему неплохие даже для Москвы, не говоря уж о Киеве или волынской глуши, $5 тыс. чистого дохода. Александр — член уже довольно внушительной группы людей, зарабатывающих деньги на интернет-сайтах. Бизнес-модель типичного манимейкера — создать тематическую площадку, посвященную, например, пылесосам, и затем раскрутить ее, покупая ссылки у других манимейкеров. Люди ищут информацию в Сети через поисковики, а для "Яндекса" или Google чем больше ссылок приходит на сайт, тем выше его позиция в рейтинге. Перекрестные ссылки уже стали объектом торговли — желающие раскрутить сайт покупают друг у друга право на эту "твердую валюту" эпохи Google. На бирже Sape.ru зарегистрировано 150 тыс. торговцев ссылками, так что число манимейкеров в интернете исчисляется многими тысячами. Раскручивать сайты при помощи покупных ссылок гораздо выгоднее, чем при помощи контекстной рекламы. "Одна проблема: поисковики, которым рынок ссылок не выгоден. Они считают нас сетевым спамом и постоянно меняют алгоритм, чтобы "утопить" нас в запросах",— сетует Труханский. Для него и других мелких сетевых предпринимателей каждая сетевая страничка — актив. И этот актив в любой момент может быть потерян: алгоритм поиска изменен или сайт подвергся хакерской атаке. Вот от подобных рисков и предлагает страховать сайты Труханский. Его целевая аудитория — множество мелких манимейкеров. Сегодня застраховать интернет-компанию от присущих этому виду бизнеса рисков можно и в обычной страховой фирме. "Но стоить это будет безумно дорого — страховщики еще не умеют просчитывать вероятность риска, и поэтому станут требовать очень высокую цену за свои услуги",— говорит президент компании Headhunter Юрий Вировец. В результате застраховать себя не может даже крупная компания. Александр Труханский уверен, что можно разработать алгоритм, который будет автоматически определять основной источник трафика сайта и анализировать типовые страховые события. "В результате небольшие страховки можно выдавать автоматически. Например, страховать сайт, который ищется по слову "ноутбуки" в "Яндексе", от опускания ниже определенной строчки. Ценовую политику можно было бы построить так, чтобы мошенничать, то есть специально раскручивать, а затем "топить" сайт в поисковике, было невыгодно",— объясняет Александр свою идею. Поскольку "входной порог" на страховой рынок очень высок (минимальный капитал по закону — $1 млн), Труханский собирается создать страховую компанию в офшорной зоне, а в разных странах открыть отделения со статусом страховых брокеров. В перспективе он видит себя главой страховой империи, действующей на глобальном интернет-рынке. Западных аналогов у бизнес-модели нет, но Труханского это не смущает. "Первые страховые компании появились для страхования галеонов, купеческих судов. Сегодня бизнес осваивает новую "ничейную землю" — интернет. Появился новый актив — должны появиться и механизмы страхования",— уверен он. Оценить проект мы предложили президенту компании HeadHanter Юрию Вировцу и управляющему партнеру компании Strategy Partners Павлу Кружилину. Итог. Мнение о проекте наших экспертов было отрицательным, хотя они отмечали, что идея страхования интернет-активов не лишена интереса. Примерно так же отреагировали и реальные инвесторы, которых Александр по старой привычке проспамил несколько месяцев назад: "Многие звонили, говорили, что идея интересная, но дальше разговоров дело не пошло". Пока проект не развивается, а идея страхования интернет-сайтов, которые Труханский так любит сравнивать с торговыми галеонами, дожидается своей реализации.
Бизнес-план Потребность в капитале $200 тыс. Рынок и стратегия сбыта На данный момент на рынке не существует компаний, предоставляющих услуги по страхованию интернет-активов. Риски бизнеса Неготовность потребителя страховать интернет-активы. Отсутствие достоверной статистики по рынку. Планируемые показатели Ожидаемый минимальный уровень дохода — $250 тыс. в год.
Мнения экспертов Юрий Вировец, президент компании HeadHunter: — Я бы в этот проект не вложился. Во-первых, неправильно выбрана целевая аудитория: мелкие предприниматели не будут покупать страховку, тем более доверять деньги какому-то офшору. Во-вторых, невозможно автоматизировать оценку рисков — для сбоя в работе интернет-компании может быть слишком много причин. Правильнее было бы начать со страхования крупных компаний вроде "Яндекса" и в качестве страхового случая рассматривать более понятные ситуации вроде выхода из строя сервера. Так можно было бы решить проблему с доверием: манимейкеры потянулись бы вслед за крупными игроками.
Павел Кружилин, партнер компании Bain and Company Russia: — У такого бизнеса нет будущего. Дело даже не в проблеме доверия или в неготовности потребителей страховать интернет-активы. Это не страхование автомобилей. Здесь нет статистики аварий и цен на ремонт, неопределенность слишком высока. Даже оценки бизнеса "Яндекса" различаются втрое, а чем ниже мы спускаемся и чем менее доходны бизнесы, становящиеся объектом страхования, тем больше неопределенность. Перераспределением рисков среди небольших интернет-компаний занимаются венчурные инвесторы, а не страховщики.
Алексей ГОСТЕВ
Вся пресса за 22 сентября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 ноября 2025 г.

|
|
РИА Калмыкия, 26 ноября 2025 г.
Число жалоб жителей Калмыкии в Банк России выросло на 60%: Что стоит за ростом недовольства?

|
|
ТАСС, 26 ноября 2025 г.
В Подмосковье прекратили работу более 10 тыс. автомобилей такси из-за отсутствия ОСГОП

|
|
Известия онлайн, 26 ноября 2025 г.
Страховщики заявили о снижении средней премии по ОСАГО

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 26 ноября 2025 г.
Проверка ОСАГО камерами грозит массовыми штрафами автомобилистам

|
|
Regions.Ru, 26 ноября 2025 г.
Страховая магия: как водители с ОСАГО могут получить штраф за его отсутствие

|
|
ТАСС, 26 ноября 2025 г.
Общая сумма выплат по ОСАГО за январь - октябрь составила 187,8 млрд рублей

|
|
Аргументы и факты-Тюмень, 26 ноября 2025 г.
Тюменским фермерам помогут сократить расходы на страхование скота

|
|
Хакасия ИА, 26 ноября 2025 г.
Бесплатной медицины нет - на что в Хакасии тратят миллиарды ТФОМС

|
|
МК в Краснодаре, 26 ноября 2025 г.
Как в России развивается рынок автострахования

|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 26 ноября 2025 г.
ОМС станет удобнее: система переходит на персональное сопровождение пациентов

|
|
Новый регион (РИА Новый День), 26 ноября 2025 г.
Таяние вечной мерзлоты заставляет страховщиков активно использовать спутники в Арктике

|
|
Дума ТВ, 26 ноября 2025 г.
В ГД заявили, что мошенники используют нейросети для фейковых изображений поврежденного имущества

|
|
ТАСС, 26 ноября 2025 г.
Депутат Немкин: мошенники используют ИИ для фейков поврежденного имущества

|
|
korins.ru, 26 ноября 2025 г.
По итогам 10 месяцев 2025 года средняя премия по ОСАГО показала снижение

|
|
Медвестник, 26 ноября 2025 г.
Нарушение срока доведения до медорганизации результатов МЭЭ не делает их недействительными

|
|
Тюменская линия, 26 ноября 2025 г.
Тюменских фермеров поддержат субсидиями на страхование животных

|
|
Известия, 26 ноября 2025 г.
Без VIN виноватый: законопослушным автовладельцам грозят штрафы с камер

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|