Время новостей,
25 января 2001 г.
Каждый водитель — полис-мен
928 просмотров
Россия наконец скоро узнает, что такое обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Соответствующий законопроект на днях получил одобрение правительства и вот-вот будет вынесен на первое чтение в Госдуме. Однако вопрос о размерах страхового возмещения, а значит, и страховых тарифов остается открытым.
В Государственную думу поступило долгожданное положительное заключение правительства на законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Этот законопроект, традиционно вызывавший массу противоречивых чувств не только среди законодателей, но и в самом страховом сообществе, по праву можно назвать многострадальным: это уже пятый вариант документа, который седьмой год кряду ходит по лабиринтам Думы. На сей раз все может сложиться более чем удачно: при нынешних отношениях между законодательной и исполнительной властями правительственное "добро" дает реальный шанс на прохождение проекта через Думу в достаточно короткие сроки. Как сообщил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Владимир Тарачев, законопроект, возможно, будет рассмотрен в эти дни на одном из заседаний Госдумы. Нам не страшен "Мерседес" Чего же ждать от закона автомобилистам? Каждый из них в обязательном порядке должен будет стать владельцем соответствующего страхового полиса. По крайней мере теоретически, это должно сделать достоянием истории многочисленные анекдоты про "Запорожцы" и "600-е Мерседесы". Вред, причиненный автомобилистом сторонним лицам и их имуществу (прежде всего, конечно, речь идет о чужих автомобилях), будет возмещать страховая компания. Согласно законопроекту за ущерб, нанесенный здоровью потерпевшего, страховщик обязуется выплатить сумму в пределах 80 тыс. руб. (или 120 тысяч, если вред был нанесен сразу нескольким потерпевшим). Компенсация за соответствующий имущественный ущерб составит 60 тыс. руб. на одного потерпевшего и 80 тысяч, если пострадало имущество нескольких лиц. Насколько эти цифры согласованы с реальной статистикой причиняемого в ДТП вреда, говорить пока сложно. По данным разработчиков закона, в 1998 году судами Российской Федерации первой инстанции были удовлетворены более 12 тыс. исков о возмещении вреда за увечье и смерть в связи с нарушением правил дорожного движения и авариями на транспорте. Средний размер присуждаемой к взысканию суммы составил чуть более 46 тыс. руб., или, в сопоставимых ценах 2000 года, те самые 120 тысяч. Что касается имущественного ущерба, то авторы проекта уверяют: размер страховой суммы в 80 тыс. руб. обеспечит его полное возмещение в 90% случаев ДТП. А если у кого-то возникнет желание достраховать свою ответственность на большие суммы, то законопроект этого не запрещает. Впрочем, размеры страховых сумм скорее всего еще поменяются: в заключении правительства говорится, что небольшой размер страхового возмещения, причитающийся пострадавшему в результате ДТП, "может дискредитировать саму идею закона". Поспорим о цифрах? Открытым остается и вопрос о размерах страховых взносов. Стремясь избежать лишних споров, разработчики проекта решили не устанавливать конкретных страховых тарифов и отдать решение этой задачи на откуп федеральных властей. В проекте говорится, что размер страховой премии, которую должен уплатить автовладелец, "рассчитывается страховщиком в соответствии с тарифами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельно-стью". Причем в отношении каждого клиента страховщик сможет применять повышающие или понижающие коэффициенты — в зависимости от водительского стажа, "истории взаимоотношений" данного автовладельца со страховой компанией и т.д. Прописаны и льготные категории граждан, которые будут страховаться по заниженным тарифам. Однако попытка уйти от обсуждения ставок страховых взносов вряд ли будет успешной. Еще на парламентских слушаниях по законопроекту в прошлом году замминистра финансов Михаил Моторин называл "нечеткое определение" страховых тарифов одной из причин того, что правительство вынесло тогда отрицательное заключение на проект. Так что депутатам, похоже, все же придется прописывать в документе конкретные цифры, которые автомобилист должен будет уплачивать страховой компании. По оценкам страховщиков, на первом этапе действия закона, предусматривающем лишь возмещение личного ущерба, стоимость годового полиса для владельцев машин отечественного производства, например "Жигулей", составит ориентировочно не более 150-200 рублей. В дальнейшем, когда начнет покрываться также имущественный ущерб, стоимость полиса существенно возрастет. Ясно, что эти суммы будут тем выше, чем значительнее окажутся размеры страхового покрытия. К примеру, в Германии, где страхованием покрывается ущерб до 2 млн марок, стоимость годовой страховки составляет около 600 марок. Россия пока не может себе позволить таких высоких обязательных требований. Последние очаги безответственности Несмотря на все замечания к законопроекту, никто уже не спорит, что введение "автогражданки" в России действительно назрело. Помимо нее в Европе без аналогичных законов живут лишь автомобилисты Армении и Литвы. Как показывает опыт, первые годы не обещают страховщикам серьезных прибылей. Однако они будут выигрывать уже от самого повышения страховой культуры населения, разумеется, если подготовка к введению столь массового вида страхования будет проведена достаточно "убедительно". Предпосылки для этого в законопроекте есть: в частности, он предусматривает государственные гарантии на случай таких рисков, как банкротство страховой компании, столкновение с незастрахованным автовладельцем или исчезновение виновника аварии с места ДТП. В подобных случаях бремя возмещения ущерба возьмет на себя специальная государственная корпорация — Федеральное автотранспортное гарантийное агентство. На создание агентства, как и на другие подготовительные меры, по мнению экспертов, потребуется немало времени. Так что даже если закон будет принят в нынешнем году, то первые полисы автовладельцы получат скорее всего не раньше 2003 года. ЛЕБЕДЕВ Артем, заместитель главного редактора журнала «Русский Полис»
Вся пресса за 25 января 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 октября 2025 г.

|
|
РБК, газета, 30 октября 2025 г.
Защита зашивается в полисы

|
|
korins.ru, 30 октября 2025 г.
ВСС отмечает высокую активность в Ярославской области недобросовестных автоюристов

|
|
Газета.Ru, 30 октября 2025 г.
В России будут введены стандарты страхования общего имущества в многоквартирных домах

|
|
ТАСС, 30 октября 2025 г.
В России введут стандарты страхования общего имущества в многоэтажках

|
29 октября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
ИИ и технологии нового поколения определяют будущее MGA на страховом рынке

|
|
Тренд, Баку, 29 октября 2025 г.
Азербайджан и Турция подписали Меморандум о взаимопонимании в сфере страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Риск-менеджеры требуют новой стратегии страхования перерывов в бизнесе

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Рынок страхования авиаперевозок под давлением рекордных убытков 2025 года

|
|
Рамблер (Rambler News Service, RNS), ИА, 29 октября 2025 г.
Кто такой финансовый омбудсмен и чем он может вам помочь

|
|
СенатИнформ, 29 октября 2025 г.
Набиуллина: для успеха в борьбе с мошенничеством в ОСАГО нужно участие регионов

|
|
cbr.ru, 29 октября 2025 г.
Участникам рынка следует придерживаться единого подхода к информированию клиентов

|
|
CNews.ru, 29 октября 2025 г.
Red Security SOC обеспечит заказчикам компенсацию ущерба в случае успешных кибератак

|
|
Оренбуржье, 29 октября 2025 г.
Проверка репродуктивного здоровья по ОМС

|
|
Время Н, Нижний Новгород, 29 октября 2025 г.
Нижегородские студенты смогут поучаствовать в конкурсе «Знатоки страхования 2025»

|
|
Финмаркет, 29 октября 2025 г.
Количество проблемных регионов в части недобросовестниых практик в ОСАГО снизилось в 6 раз за 3 года

|
|
Интерфакс, 29 октября 2025 г.
Глава ЦБ считает участие регионов в борьбе с мошенничеством в ОСАГО необходимым для успеха

|
|
Авторамблер, 29 октября 2025 г.
Стало известно, заработает или нет система выявления автомобилей без ОСАГО с 1 ноября

|
 Остальные материалы за 29 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|