Состояние системы ОМС в россии и проблемы ее реорганизации
Тверская, 13,
15 мая 1999 г.
Обратной дороги нет 1670 просмотров
В период принятия закона “О медицинском страховании граждан Российской Федерации” для любой отрасли экономики страны были особенно актуальны финансовые проблемы. Не обошли они стороной и отечественное здравоохранение.
Положение отрасли, финансирование которой традиционно осуществлялось из госбюджета, осложнилось ввиду общего экономического кризиса и значительного бюджетного дефицита. Сохранение доступной для населения медицинской помощи требовало принятия решения о создании новой финансовой модели, относительно независимой от хронического дефицита бюджетных средств. Такой моделью была признана система обязательного медицинского страхования граждан (ОМС), а при утверждении в то время основных направлений социальной политики правительства РФ переход к обязательному медицинскому страхованию был признан основным направлением реформы здравоохранения. Уже через год своего существования система ОМС не только обрела твердую почву под ногами, но и продемонстрировала жизнеспособность. В течение 1993-1994 гг. практически с нуля была сформирована стройная организационная структура: федеральный фонд, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации. Одновременно с этим велась подготовка учреждений здравоохранения к работе в условиях обязательного медицинского страхования, развернулась широкая разъяснительная работа среди населения. При внедрении системы ОМС удалось найти оптимальный вариант решения самой острой проблемы — финансовой. Известно, прежде здравоохранение финансировалось из бюджета по остаточному принципу. Этот источник был ненадежным: во-первых, пресловутый остаточный принцип не позволял полностью удовлетворить потребности здравоохранения, и медикам суждено было всегда стоять с протянутой рукой. Во-вторых, состояние бюджета находилось в прямой зависимости от налоговых поступлений, которые становились все менее обильными и регулярными, а значит, менее обильным и регулярным становился бы с годами и ручеек финансовых средств, приходящихся на долю каждого конкретного медицинского учреждения. При введении ОМС в корне изменилась система финансирования здравоохранения. Теперь это не только отчисления из бюджета, но и отчисления от фонда оплаты труда (в размере 3,6%), являющиеся основным источником поступления средств в территориальные фонды ОМС. Эти деньги направляются на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, причем из дополнительного источника финансирования. Не будь его, вряд ли выжили бы российские поликлиники и больницы в то время, когда из-за кризиса остановились многие промышленные предприятия. Нередко можно услышать мнение, будто бы система ОМС никому не нужна и что правильнее было бы передать все средства ОМС органам управления здравоохранения, а уж они с ними управятся. Это ошибочная точка зрения. Бюджетная система финансирования здравоохранения существовала многие десятилетия до введения ОМС. И уже 10-15 лет назад, когда о медицинском страховании еще не было и речи, стало ясно, что отечественное здравоохранение нуждается в коренном реформировании. Что мешало тогда органам управления управиться с назревшими проблемами? А ведь принципы управления с тех пор почти не изменились Зачем же возвращаться к старому? Напротив, надо более решительно делать следующий шаг, когда объем финансирования поликлиник и больниц будет зависеть не только от количества оказанных медицинских услуг, но и от качества медицинской помощи. Ведь улучшение качества — это как раз то, на что нацелено обязательное медицинское страхование. Многое в этом направлении уже сделано. Разработаны классификаторы медицинских услуг, отработаны механизмы компьютерного учета их объема, созданы и введены в практическую деятельность врачей стандарты лечения. В системе ОМС основное внимание перенесено на пациента. Он стал ключевой фигурой во взаимодействии медицинских учреждений, страховых медицинских организаций и территориальных фондов. Если пациент не удовлетворен лечением, ему есть куда обратиться со своими претензиями. Страховая медицинская организация в системе ОМС выполняет роль независимого эксперта в случае возникновения конфликтной ситуации между пациентом и лечебным учреждением. Если эксперты страховой медицинской организации признают жалобу пациента обоснованной, то допустившего в работе оплошность врача или медсестру теперь не просто журят, а наказывают рублем. Экономические стимулы сегодня, пожалуй, самые действенные. Уже в течение нескольких лет почти на всей территории страны страховые медицинские организации активно проверяют качество медицинской помощи, оказываемой находящимся под их финансовой опекой застрахованным гражданам. В страховых медицинских организациях для этого созданы специальные отделы по работе с застрахованными, они оказывают населению реальную поддержку в конфликтных ситуациях. Опрос, проведенный Российской академией государственной службы при президенте РФ, показал, что 44% глав администраций субъектов Российской Федерации отметили, что введение системы ОМС было совершенно необходимо и своевременно. Кроме того, 40% опрошенных признали обязательное медицинское страхование основным направлением реформ системы здравоохранения и 31% — одним из возможных направлений ее реформирования. Поддержали его и 50% заведующих облздравотделами, и лишь 3% представителей органов управления здравоохранения на местах высказались против развития системы ОМС. В условиях экономической нестабильности обязательное медицинское страхование — единственный способ, позволяющий обеспечить граждан России бесплатной медицинской помощью и реально защитить их интересы. Именно интересы граждан должны лежать в основе принимаемых решений, и эти решения должны быть выше ведомственных интересов и амбиций.
Г. Владимиров
Вся пресса за 15 мая 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 июля 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 24 июля 2025 г.
Законопроект о дополнительных выплатах по ОСАГО рассмотрят осенью

|
|
Агроэксперт, 24 июля 2025 г.
В Новгородской области застрахованы лишь 2 тыс. га посевов — НСА

|
|
Регионы России, 24 июля 2025 г.
Экономика и финансы в Союзе малого и среднего бизнеса

|
|
Авторамблер, 24 июля 2025 г.
Госдума рассмотрит закон о дополнительной выплате по ОСАГО

|
|
СуперОмск, 24 июля 2025 г.
Омский Минсельхоз уже распределил страховые компенсации аграриям на потерю урожая

|
|
РИА Новости, 24 июля 2025 г.
«АльфаСтрахование» пока не зафиксировало обращений из-за конфликта Таиланда с Камбоджей

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 24 июля 2025 г.
Водителям дадут право выбора СТО: ОСАГО могут пересчитать

|
|
Интерфакс-Дальний Восток, 24 июля 2025 г.
Экипаж потерпевшего крушение в Приамурье самолета Ан-24 был застрахован в СК «Согласие» от несчастного случая

|
|
Sputnik Латвия, 24 июля 2025 г.
Абу Мери о здравоохранении для незадекларированных латвийцев: речь только о справедливости

|
|
YakutiaMedia, Якутск, 24 июля 2025 г.
Переписывают правила ОСАГО – водителям накинут при самостоятельном ремонте авто

|
|
Газета.uz, Ташкент, 24 июля 2025 г.
Обязательное автострахование (ОСАГО) в Узбекистане подорожает до 80 млн сумов

|
|
Известия онлайн, 24 июля 2025 г.
В Госдуме рассмотрят допвыплаты по ОСАГО при самостоятельном ремонте

|
|
UzDaily.uz, 24 июля 2025 г.
С 2026 года в Узбекистане удваивается страховая сумма по обязательному автострахованию

|
|
ТурДом, 24 июля 2025 г.
Страховщики не заметили повышенного интереса к страховкам от невылета на фоне массовых задержек рейсов

|
|
Курсив, Ташкент, 24 июля 2025 г.
Страховые выплаты по ОСАГО вырастут вдвое

|
|
Финмаркет, 24 июля 2025 г.
Центробанк проводит мониторинг реализации рекомендаций по страховым продажам на маркетплейсах

|
|
Report.Az, Баку, 24 июля 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос почти на 13%

|
 Остальные материалы за 24 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|