|
Обзор по истории ОСАГО в России
Автопанорама,
29 августа 2015 г.
Большая перемена 916 просмотров
Система обязательного страхования автогражданской ответственности все время меняется. Мы проследили, какие новшества были внесены в ОСАГО за несколько последних лет и что об этом нужно знать автовладельцам.
Уже более десяти лет назад, а именно 1 июля 2003 года, произошло знаковое для российских автомобилистов событие - вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)». Поначалу он вызывал бурные споры. Но со временем водители привыкли, а некоторые даже успели оценить пользу такого решения.
Шли годы, система ОСАГО развивалась. Однако, как показывают наши наблюдения, многие автовладельцы относятся к покупке полиса по-прежнему как к обременительной трате и не вникают в суть перемен. А зря, ведь система становится удобнее и полезнее! Давайте вместе проследим, как она менялась и в чем стала лучше.
Было – стало
Если поначалу правила обязательного страхования автогражданской ответственности менялись медленно и неохотно, то за последние годы новшества хлынули буквально лавиной. Для примера возьмем систему упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции (так называемый европротокол). Она начала действовать еще в 2009 году, но ею мало кто пользовался. Причиной тому можно назвать не только природный скепсис в отношении новых инициатив, но и тот факт, что по такой системе был установлен низкий лимит выплат - всего 25 ООО рублей. Позитивные изменения на этом фронте наступили лишь в августе 2014 года - максимальный размер выплаты по «европротоколу» увеличили до 50 000 рублей. Заодно ввели обязательное условие: каждый из участников ДТП обязан отправить свой экземпляр извещения страховщику в течение пяти дней.
Следующая волна преобразований пришла в сентябре того же 2014-го. Вместе с введением «тарифного коридора» (минимальных и максимальных значений тарифов) тогда отменили обязательную покупку страховки для техники на неколесном (гусеничном, санном и т.д.) движителе. Но куда больше по душе многим автомобилистам пришлась отмена покупки отдельного полиса для прицепа. Тогда же урегулировали некоторые технические вопросы. Самым же существенным стал момент возврата страховой премии в случае досрочного прекращения договора: если раньше ее рассчитывали пропорционально «неиспользованному» времени, то теперь из нее стали отнимать 20% стоимости страховки.
Но, пожалуй, наиболее значимые изменения произошли в октябре 2014 года. Главное из них в том, что лимит страховой выплаты при причинении вреда имуществу подняли со 120 ООО до 400 000 рублей. К тому же отменили общий лимит выплат на несколько потерпевших: если прежде он составлял 160 000 рублей, то теперь каждый потерпевший в ДТП смог рассчитывать на полную сумму, то есть на все 400 000. Хотя не обошлось и без ограничений. Так, для получения максимально возможной выплаты по «европротоколу» в Москве, Санкт-Петербурге и их областях стали требовать предоставления фото- и видеосъемки, а также данных навигационных систем. А для случаев, не подтвержденных средствами технической фиксации, установили лимит: всего 50 000 рублей. Правда, осталась маленькая лазейка - данное положение не имело обратной силы, то есть касалось только тех, кто заключил договор после 1 октября 2014 года.
В цифровое пространство
В нынешнем году случилась едва ли не самая значимая реформа системы ОСАГО. С 1 апреля лимит выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему подняли со 160 000 до 500 000 рублей. Кроме того, расширили список выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего: если раньше максимальную сумму выплачивали только при потере кормильца, то теперь на выплату могут рассчитывать супруг, родители, дети и даже люди, у которых жертва ДТП была на иждивении.
Бесспорно, такие перемены важны. Но не менее интересно то, что система ОСАГО стала «осваивать» цифровое пространство. В начале этого года запустили единую автоматизированную информационную систему, в которой объединили данные всех клиентов по программам обязательного и добровольного страхования автогражданской ответственности, а также владельцев полисов КАСКО. А уже летом, 1 июля, вступил в силу комплекс поправок, регулирующий приобретение электронного полиса ОСАГО. Этот момент стоит изучить подробнее.
Еще в 2013 году многие автомобилисты столкнулись с проблемой: они не могли приобрести полис из-за того, что... в компаниях закончились бланки! Тогда о введении электронных полисов впервые заговорили всерьез. На решение технических проблем ушло почти два года. И вот наконец свершилось! Впрочем, есть некоторые оговорки. Например, застраховать новую машину через Интернет не получится, поскольку она еще не стоит на учете в ГИБДД и, соответственно, не внесена в страховую базу данных.
По этой же причине нельзя просто зайти на сайт и приобрести полис «с нуля» - это доступно лишь тем, кто уже заключал договор на бумаге либо чьи данные фигурировали в чужом полисе. Иначе говоря, с учетом таких рамок через Интернет можно будет в лучшем случае продлить уже имеющийся договор. Но ведь и это немало, ведь большинство автомобилистов из года в год покупают полисы в одних и тех же компаниях. И если раньше им приходилось каждый год ездить в офис, то теперь продлить договор можно, даже не встав с любимого дивана!
Отметим, что на этом эволюция системы ОСАГО не застопорится, нас ждут и другие нововведения. В частности, с 1 января 2016 года в дополнение к электронному полису страховые компании планируют наладить оповещение о заключении договора по SMS и электронной почте. А с 1 июля следующего года возможность заключения электронного договора об обязательном страховании автогражданской ответственности получат и юридические лица.
Все эти перемены, большие и маленькие, нельзя игнорировать, о них должен знать каждый автовладелец. Ведь именно такие знания позволят нам в полной мере пользоваться предоставленными правами и знать о своих обязательствах.
Вся пресса за 29 августа 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 декабря 2025 г.

|
|
Российская газета-Сибирь, 11 декабря 2025 г.
ОСАГО для пчел

|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 11 декабря 2025 г.
Великолучанин выиграл судебный спор о страховании ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 11 декабря 2025 г.
Отношение к страховым компаниям начало ухудшаться

|
|
Коммерсантъ, приложение, 11 декабря 2025 г.
Цифровой случай

|
10 декабря 2025 г.

|
|
Финмаркет, 10 декабря 2025 г.
Доля Москвы в общероссийских страховых премиях за 9 месяцев 2025 года снизилась до 50,1%

|
|
Финмаркет, 10 декабря 2025 г.
ЦБ констатирует сокращение жалоб по теме ОСАГО на фоне снижения средней цены полиса

|
|
МК-Югра, 10 декабря 2025 г.
В Югре суд отказал в иске к страховой компании по делу о возмещении

|
|
Агроэксперт, 10 декабря 2025 г.
Страховые выплаты аграриям за 11 месяцев превысили 8 млрд рублей — НСА

|
|
РБК (RBC.ru), 10 декабря 2025 г.
«АльфаСтрахование»: вмененное страхование может усилить киберстрахование

|
|
Взгляд, 10 декабря 2025 г.
Госдума отклонила проект закона о запрете отказа в страховке по возрасту и полу

|
|
РБК (RBC.ru), 10 декабря 2025 г.
Нотариусы предложили меры борьбы с мошенничеством по схеме Долиной

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 10 декабря 2025 г.
Депутат Госдумы возмутился ростом стоимости ОСАГО в Новосибирской области

|
|
Газета.Ru, 10 декабря 2025 г.
Названа главная ошибка российских туристов в Таиланде

|
|
Интерфакс, 10 декабря 2025 г.
В ДНР с 1 января 2026 года заработает система ОМС

|
|
РИА Новости, 10 декабря 2025 г.
ГД отклонила законопроект ЛДПР о запрете отказа в страховке из-за пола

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 декабря 2025 г.
Дружественное страхование

|
|
Финмаркет, 10 декабря 2025 г.
Доля заявлений по ОСАГО в рамках европротокола в январе-октябре составила 41,2%

|
 Остальные материалы за 10 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|