Известия,
12 августа 2015 г.
На возврат навязанных страховок дадут 14 дней 3277 просмотров
Центробанк подготовил проект указания, который закрепляет право граждан на возврат уплаченной за добровольную страховку премии в случае отказа от нее в течение 14 рабочих дней с момента оформления. Сейчас при досрочном расторжении договора возврат средств производится по усмотрению страховщика. Изменения направлены против навязывания отдельными компаниями дополнительных страховых услуг.
Под действие предлагаемой регулятором нормы попадает, в частности, добровольное мед-страхование (ДМС), страхование жизни, жилья, финансовых рисков гражданина, добровольное страхование ответственности автовладельцев (ДСАГО, не путать с каско) и проч. Согласно проекту, если клиент отказывается от страховки до начала действия договора, то ему возвращают уплаченное полностью. Если же он решит отказаться от страховки в течение 14 рабочих дней (то есть в среднем две с половиной недели) с момента заключения договора, страховщик будет вправе удержать часть премии пропорционально прошедшему сроку. Отдельно оговаривается, что право на возврат премии возникает, только если страхование оформлено на срок свыше 30 дней и при отсутствии по договору страховых случаев. Предложенная новация не распространяется на добровольное медстрахование иностранцев, которые работают в России.
Сейчас по Гражданскому кодексу гражданин вправе отказаться от договора страхования в любое время, но при этом «страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное». Таким образом, возврат уплаченных за страховку средств зависит от условий страхования в конкретной компании.
Обязанность вернуть уплаченные средства у страховщиков сейчас по законодательству есть при отказе клиентов от страховки, оформленной при получении потребительского займа. Это стало возможно с июля 2014 года в связи с вступлением в силу нового закона - «О потребительском кредите». Этим законом предусмотрен так называемый период охлаждения - право заемщика в течение 14 календарных дней с даты получения кредита досрочно вернуть всю сумму займа. В этом случае заемщик должен уплатить лишь проценты за фактический срок кредитования без каких-либо иных финансовых санкций со стороны кредитора. Страховка, оформленная в качестве обеспечения исполнения заемщиком обязательств по этому кредиту, прекращает действие, так как возможность наступления страхового случая отпала. Таким образом, гражданин может вернуть часть уплаченных за страховку средств.
Банки зачастую предлагают сниженные ставки по тем кредитам, при получении которых оформляется страховка, но отказаться от страховки, сохранив выгодную ставку, не получится. Согласно закону «О потребкредите», если обязательным условием кредитного договора является наличие страховки, но заемщик в течение месяца не исполнит это условие (не купит или откажется от полиса), то кредитор вправе досрочно расторгнуть договор (и потребовать возврата займа) либо увеличить процентную ставку.
Теперь ЦБ расширяет практику применения этого периода охлаждения - по информации «Известий», сделать это регулятору предложила Федеральная антимонопольная служба. Это ведомство выявило факты навязывания отдельными страховщиками дополнительных страховых услуг, когда покупка того или иного полиса являлась условием заключения договора ОСАГО.
В связи с этим, как отметил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, гражданин должен иметь право отказаться от навязанной ему услуги, договор по которой был заключен импульсно и во многом вынужденно, без соответствующей оценки ее необходимости. В то же время, признает эксперт, введение «периода охлаждения» повысит издержки страховых компаний, что может негативно отразиться на тарифах.
- Обеспокоенность Центробанка вполне понятна, - говорит зампредседателя правления «Согаза» Дамир Аксянов. - Если услуга клиенту была навязана, то у него должно быть право от нее отказаться. Но ведь вполне возможны ситуации, в которых клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем решает расторгнуть договор. Возможно, в таких случаях при расторжении договоров премия должна возвращаться не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел.
Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс добавил, что при заключении договора страховщик несет расходы независимо от срока его действия. Основные расходы возникают у него в момент заключения договора - это расходы, связанные с оценкой риска, выдачей полиса, различных бланков, прилагаемых к полису, расходы по оплате комиссии агентам и другие расходы, которые фактически входят в состав премии. Таким образом, возврат страховой премии приведет к убыткам страховщика, поскольку компенсация этих расходов не предполагается.
- Установление в страховом законодательстве «периода охлаждения», - говорит Юргенс, - коснется всех без исключения страховщиков, большинство из которых являются добросовестными. Данный вопрос должен регулироваться страховщиками самостоятельно, в том числе в рамках Всероссийского союза страховщиков как профессионального объединения страховщиков через выработку соответствующих рекомендаций и стандартов страхования. Эта позиция союза отражена в письме, которое союз направил в ЦБ. Так, Российский союз автостраховщиков уже утвердил изменения в правила профессиональной деятельности, четко прописав в них, что страховщик обязан информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг.
Татьяна ШИРМАНОВА
Вся пресса за 12 августа 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 октября 2025 г.

|
|
Forbes, 3 октября 2025 г.
Страховщики выступили против передачи их полномочий территориальным фондам ОМС

|
|
Эксперт Online, 3 октября 2025 г.
Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
«В механизме экспертной работы мало что изменится»: мнения об отказе от страховых компаний в системе ОМС

|
|
Клопс.ru, Калининград, 3 октября 2025 г.
В России разгорелся скандал вокруг законопроекта, который может лишить страховщиков ОМС полномочий

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 октября 2025 г.
Гатчинская администрация потратит 15,8 млн на ДМС сотрудников

|
|
Газета.Ru, 3 октября 2025 г.
Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

|
|
КрымPRESS, 3 октября 2025 г.
Москва: в России появились подарочные страховые сертификаты

|
|
Office life, Минск, 3 октября 2025 г.
На страховом рынке в августе снова снизилась доля добровольных видов и выросли выплаты

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 3 октября 2025 г.
За год средняя премия по ОСАГО снизилась, а средняя выплата выросла

|
|
Известия, 3 октября 2025 г.
Полис недоступности: Минздрав объяснил планы по реформе ОМС

|
2 октября 2025 г.

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Лечение россиянина с разрывом аневризмы на отдыхе в Турции обошлось в миллионы рублей

|
|
Финмаркет, 2 октября 2025 г.
Число субъектов страхового дела в РФ по итогам 3-го квартала составило 204 - ЦБ

|
|
Автоновости дня, 2 октября 2025 г.
Названы самые надежные автомобили. Список из 10 моделей, которые вообще не ломаются

|
|
NEWS.ru, 2 октября 2025 г.
Россиянам объяснили, что изменится с новым законом об ОМС

|
|
АвтоВзгляд, 2 октября 2025 г.
Силовики пресекли деятельность банды автомобильных угонщиков в Подмосковье

|
|
Ингушетия, Назрань, 2 октября 2025 г.
Ситуацию на рынке автострахования обсудили в кабинете министров республики

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 2 октября 2025 г.
Как сэкономить на ОСАГО и каско: советы автоэксперта

|
 Остальные материалы за 2 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|