Известия,
12 августа 2015 г.
На возврат навязанных страховок дадут 14 дней 3148 просмотров
Центробанк подготовил проект указания, который закрепляет право граждан на возврат уплаченной за добровольную страховку премии в случае отказа от нее в течение 14 рабочих дней с момента оформления. Сейчас при досрочном расторжении договора возврат средств производится по усмотрению страховщика. Изменения направлены против навязывания отдельными компаниями дополнительных страховых услуг.
Под действие предлагаемой регулятором нормы попадает, в частности, добровольное мед-страхование (ДМС), страхование жизни, жилья, финансовых рисков гражданина, добровольное страхование ответственности автовладельцев (ДСАГО, не путать с каско) и проч. Согласно проекту, если клиент отказывается от страховки до начала действия договора, то ему возвращают уплаченное полностью. Если же он решит отказаться от страховки в течение 14 рабочих дней (то есть в среднем две с половиной недели) с момента заключения договора, страховщик будет вправе удержать часть премии пропорционально прошедшему сроку. Отдельно оговаривается, что право на возврат премии возникает, только если страхование оформлено на срок свыше 30 дней и при отсутствии по договору страховых случаев. Предложенная новация не распространяется на добровольное медстрахование иностранцев, которые работают в России.
Сейчас по Гражданскому кодексу гражданин вправе отказаться от договора страхования в любое время, но при этом «страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное». Таким образом, возврат уплаченных за страховку средств зависит от условий страхования в конкретной компании.
Обязанность вернуть уплаченные средства у страховщиков сейчас по законодательству есть при отказе клиентов от страховки, оформленной при получении потребительского займа. Это стало возможно с июля 2014 года в связи с вступлением в силу нового закона - «О потребительском кредите». Этим законом предусмотрен так называемый период охлаждения - право заемщика в течение 14 календарных дней с даты получения кредита досрочно вернуть всю сумму займа. В этом случае заемщик должен уплатить лишь проценты за фактический срок кредитования без каких-либо иных финансовых санкций со стороны кредитора. Страховка, оформленная в качестве обеспечения исполнения заемщиком обязательств по этому кредиту, прекращает действие, так как возможность наступления страхового случая отпала. Таким образом, гражданин может вернуть часть уплаченных за страховку средств.
Банки зачастую предлагают сниженные ставки по тем кредитам, при получении которых оформляется страховка, но отказаться от страховки, сохранив выгодную ставку, не получится. Согласно закону «О потребкредите», если обязательным условием кредитного договора является наличие страховки, но заемщик в течение месяца не исполнит это условие (не купит или откажется от полиса), то кредитор вправе досрочно расторгнуть договор (и потребовать возврата займа) либо увеличить процентную ставку.
Теперь ЦБ расширяет практику применения этого периода охлаждения - по информации «Известий», сделать это регулятору предложила Федеральная антимонопольная служба. Это ведомство выявило факты навязывания отдельными страховщиками дополнительных страховых услуг, когда покупка того или иного полиса являлась условием заключения договора ОСАГО.
В связи с этим, как отметил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, гражданин должен иметь право отказаться от навязанной ему услуги, договор по которой был заключен импульсно и во многом вынужденно, без соответствующей оценки ее необходимости. В то же время, признает эксперт, введение «периода охлаждения» повысит издержки страховых компаний, что может негативно отразиться на тарифах.
- Обеспокоенность Центробанка вполне понятна, - говорит зампредседателя правления «Согаза» Дамир Аксянов. - Если услуга клиенту была навязана, то у него должно быть право от нее отказаться. Но ведь вполне возможны ситуации, в которых клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем решает расторгнуть договор. Возможно, в таких случаях при расторжении договоров премия должна возвращаться не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел.
Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс добавил, что при заключении договора страховщик несет расходы независимо от срока его действия. Основные расходы возникают у него в момент заключения договора - это расходы, связанные с оценкой риска, выдачей полиса, различных бланков, прилагаемых к полису, расходы по оплате комиссии агентам и другие расходы, которые фактически входят в состав премии. Таким образом, возврат страховой премии приведет к убыткам страховщика, поскольку компенсация этих расходов не предполагается.
- Установление в страховом законодательстве «периода охлаждения», - говорит Юргенс, - коснется всех без исключения страховщиков, большинство из которых являются добросовестными. Данный вопрос должен регулироваться страховщиками самостоятельно, в том числе в рамках Всероссийского союза страховщиков как профессионального объединения страховщиков через выработку соответствующих рекомендаций и стандартов страхования. Эта позиция союза отражена в письме, которое союз направил в ЦБ. Так, Российский союз автостраховщиков уже утвердил изменения в правила профессиональной деятельности, четко прописав в них, что страховщик обязан информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг.
Татьяна ШИРМАНОВА
Вся пресса за 12 августа 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 апреля 2024 г.
|
|
Правда.ru, 28 апреля 2024 г.
Кое-кто из жителей Кургана не получит страховку после наводнения
|
|
Казинформ, Астана, 28 апреля 2024 г.
Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг
|
|
МК в Пензе, 28 апреля 2024 г.
Пензенцы узнали, в каких случаях страховка покрывает ущерб лобовому стеклу
|
|
Ставропольская правда, 28 апреля 2024 г.
Ставрополье стало лидером в стране по объёмам агрострахования за три года
|
27 апреля 2024 г.
|
|
МК в Донбассе, 27 апреля 2024 г.
Продажа полисов ОСАГО стартовала в ДНР
|
|
Секрет фирмы, 27 апреля 2024 г.
Ремонт за чужой счёт. Кто возместит ущерб, если машину побило градом или ударило деревом
|
|
Банки.ру, 27 апреля 2024 г.
Эксперты выяснили, от чего можно застраховать детей
|
|
cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Рассмотрение финансовых жалоб владимирцев станет оперативным
|
|
cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года
|
|
cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Нормативное соотношение собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховых организаций
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 27 апреля 2024 г.
В Мордовии задержан руководитель саранского «СпецСервиса» Михаил Струенков
|
|
Экономика и жизнь, 27 апреля 2024 г.
Началась публичная проверка новых справочников
|
|
Autonews.ru, 27 апреля 2024 г.
Эксперты объяснили, почему снижается популярность европротокола при ДТП
|
|
РБК.Пермь, 27 апреля 2024 г.
Экс-глава «Адониса» Перхун назвал незаконными улики от главбуха Доминовой
|
|
CarsWeek, 27 апреля 2024 г.
Водители все чаще отказываются от оформления ДТП по европротоколу
|
|
Москва FM, 27 апреля 2024 г.
Популярность Европротокола среди автомобилистов снижается
|
|
BezFormata.Ru, 27 апреля 2024 г.
Виновник ДТП возместит расходы по страховой выплате
|
 Остальные материалы за 27 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|