|  Опрос россиян показал, что общество и рынок страхования далеки друг от друга. И дело не столько в бедности большинства граждан, сколько в отсутствии у них знаний и доверия, пишет журнал.
 
 
                        Финанс.,
                        8 ноября 2004 г.
                        Рынок проигрывает общественному мнению  2210 просмотров Опрос россиян показал, что общество и рынок страхования далеки друг от друга. И дело не столько в бедности большинства граждан, сколько в отсутствии у них знаний и доверия. Такие разные процентыВ ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 48,9% респондентов заявили, что вообще не пользуются страховыми услугами. Разумеется, эти цифры иллюстрируют не ситуацию на рынке, а субъективный взгляд на нее потребителя, который подчас в упор не видит, где и когда он сталкивается со страхованием. Многое зависит и от того, как сформулировать вопрос. Например, если у граждан поинтересоваться, владеют ли они полисом обязательного медицинского страхования, выяснится, что отношения со страховщиками таким образом поддерживает подавляющее большинство россиян. А именно 93% - таковы данные центра "Российское общественное мнение и исследование рынка" (РОМИР), который провел опрос на эту тему в апреле 2003 года. ВЦИОМ же предложил респондентам выбрать из подготовленного им списка те страховые продукты, которыми они пользуются.
 В результате ни один из предложенных вариантов добровольного страхования не набрал более 10% голосов опрошенных. Правда, среди прочих вариантов ответа на вопрос: "Какими услугами страховых компаний вы пользуетесь?" был и такой: "Медицинское страхование, в том числе обязательное и добровольное". Его выбрали 21% респондентов, но сколько из них "добровольцев" - остается загадкой.
 Страховщики к данным ВЦИОМ в части охвата рынка отнеслись с доверием, хотя их собственные маркетинговые исследования дают и несколько отличную картину. Так, по оценкам руководителя центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, охват россиян страховыми услугами более широк в первую очередь за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), полисы которого для своих сотрудников покупают работодатели. В крупных городах, утверждает Алексей Зубец, ДМС охвачено примерно 16,1% семей. Плюс ко всему огромная армия дачников, которая, по словам аналитика, превращается в одну из самых массовых и дисциплинированных категорий частных страхователей (очевидно, устав от регулярных погромов и поджогов своих домов в зимний период. - "Ф."). Специалист департамента маркетинга и развития бизнеса "Росно" Владимир Михеев указывает: "Если говорить о последнем исследовании ВЦИОМ, необходимо уточнить: 49% граждан не застрахованы ни по каким видам добровольного страхования. По нашим данным, эта цифра несколько ниже - около 46%".
 Вопрос доверияВ конце концов уровень "застрахованности" - вопрос не столько социологии, сколько отчетности и статистики. Другое дело субъективная оценка рынка россиянами, а они, как выяснил ВЦИОМ, не слишком лояльны по отношению к страховщикам. Самый популярный ответ на вопрос, что в наибольшей степени повлияло на отказ воспользоваться услугами добровольного страхования, - "недоверие страховым компаниям", так заявили 31,5% респондентов. "Дороговизна услуг" и "отсутствие потребности" делят в рейтинге причин отказа вторую строчку (по 29,8%). При этом 70,9% опрошенных уверены, что "получить деньги со страховых компаний, как правило, очень сложно, так как они в любом случае стремятся избежать выплат". Как ни странно, но на фоне общего скепсиса уровень удовлетворенности качеством предоставляемых страховщиками услуг сравнительно высок: ВЦИОМ насчитал 42,4% довольных среди опрошенных страхователей, еще 22,2% "не вполне удовлетворены" и только 17,2% выразили полное неудовольствие работой компаний. Чаще всего в их деятельности граждан не устраивают бюрократизм и чрезмерная продолжительность процедур. Гораздо меньше таких, кто обижен отказом в выплатах или неполнотой страхового возмещения. Но есть еще 17,4% россиян, которые просто не находят оптимальные для себя продукты.
 Страховщики не отрицают актуальности проблемы недоверия с той лишь оговоркой, что она адресована всем финансовым институтам в России, а не персонально страхованию. Интересно, что, по мнению большинства опрошенных "Ф." специалистов, за последние три года лишь одно событие, непосредственно относящееся к страховому рынку, существенно повлияло на отношение к нему частных клиентов - это введение ОСАГО. Причем влияние это противоречиво. "У россиян, безусловно, возрос интерес к страхованию: отмечается увеличение количества клиентов по другим, добровольным видам страхования. Вместе с тем не все граждане понимают суть ОСАГО и часто воспринимают его как дополнительный налог. В результате наблюдается и негативное отношение к страхованию в целом", - комментирует менеджер управления маркетинга группы "Альфа-страхование" Сильвия Мартиросян. Кстати, январский опрос ВЦИОМ показал, что положительно к закону об обязательной "автогражданке" отнеслись лишь 13% россиян. Втрое больше опрошенных считали тогда этот закон либо вовсе не нужным, либо малоприемлемым в том виде, в котором он вышел. Но, как отмечает генеральный директор Московской страховой компании (МСК) Владимир Евстигнеев, настроение россиян по поводу введения ОСАГО трансформировалось от начального неприятия к нейтральному. "На уровень же страховой культуры ОСАГО повлияло крайне незначительно, а интерес к добровольным видам страхования скорее был стимулирован страховщиками, чем явился следствием введения обязательной "автогражданки"", - полагает он.
 Рынок сам по себеВ оценке воздействия другого заметного на рынке события - массового отзыва лицензий в августе - сентябре нынешнего года - страховщики расходятся. По мнению Алексея Зубца, в большинстве своем клиенты его просто не заметили: "Компании, у которых отозвали лицензии, или имели минимальные портфели договоров, или давно уже прекратили свою деятельность, представляя собой "спящие" страховые организации с нулевыми сборами". По словам заместителя генерального директора "Межрегионального страхового соглашения" Андрея Федькина, многие клиенты его компании массовый отзыв лицензий заметили, но событие это оценили нейтрально: "Это было воспринято без трагизма, как обычная "чистка" рынка от "мертвых" душ и маленьких компаний".
 Темой отдельного социологического исследования могло бы стать отношение россиян к "серой" деятельности страховых компаний по оптимизации налогов. Ее эффект специалисты оценивают по-разному. "Страховщики, активно практикующие так называемые серые схемы, подвергают свою репутацию риску. Но страховая культура нашего общества находится на очень низком уровне, и лишь малая его часть осведомлена о практике "налогосберегающих" схем, чем и пользуется огромное количество мелких страховщиков, не заботящихся о своем имидже", - считает Владимир Михеев. В свою очередь Алексей Зубец полагает, что эта сторона бизнеса мало интересует рядовых страхователей, а зря: "Большинство клиентов не осознают, что компании, активно занимающиеся страховыми схемами, являются объектами повышенного риска в связи с возможными санкциями со стороны налоговых и иных контролирующих органов". С другой стороны к проблеме подходит Владимир Евстигнеев из МСК: "С учетом того, что по-прежнему значительное количество граждан получает заработную плату по договорам страхования жизни, никакого негативного отношения у них по этому поводу не возникает". Кстати, это косвенно подтверждается недавним исследованием фонда "Общественное мнение", выявившим, что почти половина россиян относится к неплательщикам налогов либо с пониманием, либо с безразличием и только 39% - с осуждением.
 Нереализованный потенциалНизкий уровень страховой культуры на фоне недоверия к рынку сдерживает его развитие не в меньшей степени, чем бедность среднестатистического россиянина. По расчетам "Росгосстраха", уже сегодня потенциальный платежеспособный спрос граждан на страховые услуги достигает 78,3 млрд рублей в год. Более высокую оценку этому показателю дает руководитель управления маркетинга "Ренессанс-страхования" Дмитрий Журавков - $3 млрд. Между тем сборы по добровольному страхованию за счет граждан в 2003 году составили 34,7 млрд рублей (за вычетом взносов по страхованию жизни). По данным компании "Росно", сегодня страховщики используют лишь 30-35% потенциала рынка. То есть объективно продажа полисов гражданам может увеличиться в два-три раза уже сейчас, лишь бы субъективное отношение к страхованию изменилось.
 * -Согласно опросу "Росгосстраха", охватившему 2650 автовладельцев в 13 крупнейших российских городах, недовольны качеством услуг по ОСАГО около 25% клиентов страховых компаний, 65% - вполне удовлетворены.
 
 Артем ФЕДОРОВ
 
  Вся пресса за 8 ноября 2004 г. 
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Общественное мнение 
 
 
 
		  Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте |  | 
                            
                                | 
                                    
                                        | 
                                            
                                                |  |  
                                                | Архив прессы 
 |  
                                               |  |  |  
                                         | 
                                             
                                               |  |  
                                               | 
                                                   
                                                     | Текущая пресса 
 
                
                 |  |  |  |  | 31 октября 2025 г.
 
  
 |  |  |  Казахстанский портал о страховании, 31 октября 2025 г. Triple-I призывает к мерам по смягчению последствий на фоне заблуждений о ценообразовании в страховании с учетом риска
 
  
 |  |  |  Финмаркет, 31 октября 2025 г. За 9 месяцев самые низкие премии по годовым полисам ОСАГО зафиксированы в 10 регионах
 
  
 |  |  |  cbr.ru, 31 октября 2025 г. Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
 
  
 |  |  |  Петербургский дневник, 31 октября 2025 г. В ГД внесли законопроект об обязательной страховке для владельцев опасных собак
 
  
 |  |  |  За рулем, 31 октября 2025 г. Россиян предупредят о махинациях с полисами ОСАГО
 
  
 |  |  |  Российская газета онлайн, 31 октября 2025 г. Альпинист погиб на горе из-за отказа страховой компании его спускать
 
  
 |  |  |  Интерфакс, 31 октября 2025 г. СД «Ренессанс Страхования» рекомендовал дивиденды за 9 мес. в 4,1 руб. на акцию
 
  
 |  |  |  Деловой квартал-Екатеринбург, 31 октября 2025 г. «ТГК-1» ищет страховщика для защиты активов на сотни миллиардов рублей
 
  
 |  |  |  ТАСС, 31 октября 2025 г. «Сравни»: наибольший рост спроса на ОСАГО зафиксировали в двух регионах России
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 31 октября 2025 г. Проект закона о выплате страховки пострадавшим от опасных пород собак внесен в Госдуму
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 31 октября 2025 г. Суд признал банкротом экс-главу «дочки» «Росгосстраха» Даура Джениа
 
  
 |  |  |  Интерфакс, 31 октября 2025 г. РСА определил 10 регионов РФ с самой низкой премией по годовым полисам ОСАГО за 9 месяцев
 
  
 |  |  |  Агентство городских новостей Москва, 31 октября 2025 г. Проект о «собачьем ОСАГО» не решит проблему безопасности – Акулова
 
  
 |  |  |  Казахстанский портал о страховании, 31 октября 2025 г. Растущие природные катастрофы усложняют многонациональное страхование
 
  
 |  |  |  Forbes, 31 октября 2025 г. «Коммерсантъ» узнал о рассмотрении Wildberries возможности покупки страховой компании
 
  
 |  |  |  Коммерсантъ-FM, 31 октября 2025 г. Страховки оформляются на высшем уровне
 
  
 |  |  |  Интерфакс, 31 октября 2025 г. РСА назвал год минимальным сроком действия двойного коэффициента в ОСАГО для регионов с рисками мошенничества
 
  
 |  
                  | 
   Остальные материалы за 31 октября 2025 г. |  
                 | 
   Самое главное 
   Найти
                   : по изданию
                   , по теме
                   , за период 
   Получать: на e-mail, на свой сайт 
 |  |  |  |  |  |