Трибуна,
16 мая 2013 г.
Мегарегулятор спешит на помощь 662 просмотра
На днях в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О мегарегуляторе на финансовом рынке России». Сенаторы обсуждали долгожданный законопроект, который, как ожидается, уже в мае будет рассмотрен в первом чтении депутатами Госдумы.
Финансовый мегарегулятор для реальной российской экономики понятие новое. Эта мудреная штука заграничного происхождения - она родом из стран с развитой рыночной системой. Главная задача мегарегулятора осуществление контроля и надзора за финансовым рынком. В принципе Россия приняла и реализовала необходимость этого еще в 2004 году, создав Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) России. В числе контролируемых сегментов рынка и кредитная кооперация, и микрофинансовая, и биржевая деятельность, в том числе посредники и брокеры, а также присоединенное к ним позднее страховое поле. Задача ФСФР состояла и в обеспечении государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. В центральном аппарате ФСФР насчитывается 486 сотрудников, а исполнителей по всем территориальным подразделениям - 1118 человек. Однако кризис, жаркое дыхание которого все еще ощущается, показал, что для эффективного контроля и надзора это явно недостаточно.
Современный финансовый рынок разнообразен. В него входят банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, страховые организации, товарные биржи и много еще чего, занимающегося не производством, а движением финансов. Кризис 2008-2009 годов показал, что оставлять эту сферу без контроля нельзя: там сформировалась своя очень непростая теневая среда.
Именно поэтому в ряде развитых стран стали активно создавать структуры регулирования и надзора на финансовых рынках, так называемые мегарегуляторы, которые объединяют надзорные полномочия в одном или нескольких ведомствах. Наш ФСФР, в сущности, тоже мегарегулятор, но с экономным вариантом расходов на реализацию надзорных полномочий. К тому же Служба не касается банковского рынка, который остается в ведении Банка России. Оказалось, что экономия в условиях угрозы кризисов неуместна: 2008-й показал, что именно в банковской сфере важно добиваться снижения возможности системных рисков, спровоцированных недобросовестным поведением кредитных организаций.
Так, для наших банков характерны высокие кредитные ставки, которые не под силу среднему и малому бизнесу. В итоге тормозится их инвестиционная активность и производство товаров, строительство, ипотека, да и развитие экономики в целом. Или вот еще некоторые «хитрые» банки взяли моду нанимать в решении проблем своей кредитной деятельности посредников-коллекторов. Это позволяет им скрыть реальное положение с возвратом кредитов, а, в сущности, создает условия для нового финансового кризиса. Такой теневой процесс раскручивания кредитования необходимо затормозить.
Недостатки системы регулирования и надзора, обнаруженные на финансовых рынках, подтолкнули их к ее реконструкции. Еще в 80-х Норвегия, Исландия и Дания, а в 90-х Швеция и Великобритания, а уже в новом веке Германия перешли к мегарегулированию. Около 40 стран, то есть более половины имеющих крупные финансовые рынки, встали на этот путь.
Кризис, выплеснувшийся из США на международные финансовые просторы, показал, что в момент, когда требуется принятие решительных оперативных мер в связи с обнаружившимся сбоем, нужно надежное единение регуляторов. Причем уже имеющийся опыт показал необходимость повышения роли центральных банков. Они стали основой консолидированного надзора во многих странах. Как полагают идеологи этого направления, в результате появляется возможность надзора за сложными финансовыми системами консолидированными силами.
В России попытки формирования мегарегулятора в полном значении этого слова делались в 1996 году, а потом через 10 лет - в 2006-м (оба раза за 2 года до «великих» кризисов - 1998-го и 2008-го). Но все «забуксовало» в Госдуме. Теперь к этой идее пришлось вернуться, так как стал очевиден высокий уровень системных рисков российского финансового рынка, несущий угрозу нового катаклизма. Запутанные финансовые нити скрыты в чреве холдингов, которые содержат до 98% финансовых организаций.
Предполагается, что институт мегарегулирования в силу возможности координации действий его участников приобретает способность проникнуть в темные «упаковки» финансовых единиц, высветить серые хитросплетения и тем самым минимизировать системные риски. Это позволит повысить уровень защиты инвесторов и даже разбудит жажду частного инвестирования. Деньги-то у делового народа есть, но выпускать их в плавание в России страшно, потому они и утекают к дальним берегам. По мнению экспертов, повышение прозрачности российского финансового рынка повлияет на степень его конкурентоспособности.
Но есть и иные точки зрения. Участники парламентских слушаний в Совете Федерации говорили о том, что при всех плюсах создания новой структуры наше государство еще не созрело для такой реконструкции из-за недостатка координации действий регулирующих органов и различия интересов разных ведомств. Примеры успешных зарубежных мегарегуляторов показывают, что на их создание требуется не менее 10 лет.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Ананьев в своем выступлении признал, что мегарегулятор - дело это трудоемкое: «Процесс формирования регуляторной среды в условиях интеграции качественно разнородных видов надзорной деятельности потребует нестандартных решений множества проблем, в том числе выработки новых подходов к обеспечению финансовой стабильности».
Мегарегулятор должен быть подконтрольным правительству, утверждали одни участники дискуссии. Так, вице-президент Ассоциации региональных банков РФ Александр Хандруев считает, «что обсуждаемые в других странах преимущества модели децентрализации системы регулирования не для всех бесспорны». Нет, возражали другие, мегарегулятор должен быть независимым негосударственным надзорным органом.
И все-таки большинство сенаторов согласились с предлагаемой сейчас концепцией финансового мегарегулятора как органа государственной власти, который создается на базе ЦБ РФ. При этом имеющая опыт контроля и надзора ФСФР становится Службой Банка России по финансовым рынкам. Соответственно Эльвира Набиуллина, став его председателем, возглавит и мегарегулятор. А произойдет это 1 августа 2013 года, когда вступят в силу все законодательные изменения.
Валентина САЛЬНИКОВА
Вся пресса за 16 мая 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 ноября 2025 г.

|
|
Банки.ру, 24 ноября 2025 г.
«Отсудила 155 тысяч у банка по кредитной страховке». Что делать, если заемщик умер, а кредит остался. Разобрали на реальном примере

|
|
Вечерний Ставрополь, 24 ноября 2025 г.
Почти в 2 раза чаще стали жаловаться в Банк России ставропольцы

|
|
РИА Карачаево-Черкесия, 24 ноября 2025 г.
Жители КЧР стали реже жаловаться на страховщиков и чаще на банки

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 24 ноября 2025 г.
В России предложили изменить методику подсчета ДТП и статистику аварий

|
|
Мойка78, 24 ноября 2025 г.
Верховный суд разрешил направлять иск по фактическому месту проживания ответчика

|
|
РИА Новости, 24 ноября 2025 г.
Баланин обсудил с директорами ТФОМС ход цифровой трансформации системы ОМС

|
|
BFM.Ru, 24 ноября 2025 г.
«Т-Страхование» сообщило о росте случаев мошенничества по каско с инсценированными ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
2026 год может стать переломным для сделок M&A в перестраховании

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 24 ноября 2025 г.
Петербургские автомошенники активно используют ИИ ради получения страховки

|
|
cbr.ru, 24 ноября 2025 г.
«Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО» № 25 на 01.10.2025

|
|
cbr.ru, 24 ноября 2025 г.
Жители КЧР стали реже жаловаться на страховщиков и чаще на банки

|
|
cbr.ru, 24 ноября 2025 г.
Ставропольцы стали чаще обращаться в Банк России за защитой прав

|
|
Российская газета онлайн, 24 ноября 2025 г.
Усложнит жизнь мошенникам: В Госдуме оценили предложенные меры по борьбы со сделками по «схеме Долиной»

|
|
Реальное время, Казань, 24 ноября 2025 г.
Татарстан вошел в топ 5 регионов по мошенничеству с КАСКО

|
|
Sputnik Казахстан, 24 ноября 2025 г.
Акиматы Астаны и Акмолинской области оплатят медстраховку за малоимущих

|
|
РЕН-ТВ, 24 ноября 2025 г.
«Король аварий» на Bentley отсудил 1,8 млн у участника СВО

|
|
Деловая газета.Юг, Краснодар, 24 ноября 2025 г.
Аграрии Кубани с начала 2025 г. получили более 2,6 млрд рублей страховых выплат

|
 Остальные материалы за 24 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|