Известия,
16 декабря 2013 г.
Банки получат право на «страховой отказ» 1387 просмотров
Заемщики станут более зависимыми. В законе о потребительском кредите, принятом в третьем чтении, говорится, что при получении кредита клиент имеет право самостоятельно выбрать страховую компанию (СК), но в этом случае она должна соответствовать установленным банком критериям. Таким образом, кредитные организации могут отказать заемщикам в получении ссуды, если их не устроит выбранный клиентом страховщик, и предложить СК из списка аккредитованных.
И это право банков теперь будет закреплено законом. Банки стремятся при кредитовании максимально минимизировать свои риски. Поэтому требуют от заемщиков оформить полис. Обязательным является страхование предмета залога (квартиры, автомобиля). Другие виды страхования - жизни, трудоспособности, титула (потери права собственности на объект, находящийся в залоге) - являются добровольными, хотя многие банки до сих пор включают в кредитные договоры пункт о наличии этих полисов как условии выдачи кредита. Если заемщик не сможет погасить долг, страховая компания (СК) выплачивает возмещение банку.
В 2012 году рынок банковского страхования увеличился на 30% - до 160 млрд рублей (сумма заключенных договоров со страховщиками).
Закон о потребкредите, принятый в третьем чтении, фактически закрепил сложившуюся практику, когда заемщик вынужденно выбирает страховую компанию из списка, предложенного банком.
По словам опрошенных «Известиями» экспертов, банку выгодно заставлять клиентов страховаться в страховой компании, связанной с банком.
Он получает от страховой компании депозиты, а также комиссии по страховым контрактам. Лидером является Сбербанк: за девять месяцев 2013 года он получил от страховых компаний комиссии в размере 14,9 млрд рублей.
- Закон о потребительском кредитовании по существу сохраняет статус-кво, позволяя банку навязывать клиенту свою страховую компанию, - комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. - Поэтому можно предположить, что хорошо поработало лобби крупных банков.
Эксперт департамента персонального финансового планирования банка БКС-Премьер Антон Шабанов считает, что закон выглядит скорее как помощь банкам и страховщикам. Ведь при «рассрочке» банк получит дополнительный процент, а страховщик - «длинного» клиента, который связан со страховой компанией на весь срок кредита.
- Понятно, что теперь кредитные организации по закону имеют право устанавливать критерии и диктовать условия страхования ссуды, причем под угрозой отказа в получении средств, - поясняет руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. - Вероятнее всего, это действительно приведет к увеличению объемов страховых операций при кредитовании, а также к укреплению позиций самых крупных игроков на рынке страховых услуг.
Банк имеет полное право отказать любому заемщику без объяснения причин, отмечает руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.
- Никакого нарушения прав граждан в этом нет - это норма для рыночной экономики, - указывает собеседник «Известий». - В конце концов, если вам отказали в кредите в одном банке, обратитесь в другой.
Янин из «Эксперт РА» считает новацию справедливой, так как разные страховые компании существенно различаются по уровню надежности. Очевидно, что и страховая защита от разных компаний будет значительно отличаться по своей надежности.
Не стоит считать, что страхование при получении кредита - пустая формальность, ведь при наступлении страхового случая (например, потеря трудоспособности) только полис поможет человеку выплатить кредит, указывает Янин.
- Банки кредитуют заемщиков не своими деньгами, они размещают в кредиты средства своих вкладчиков, таков их бизнес, - обращает внимание начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. - При этом кредитные организации должны обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств перед своими клиентами, что накладывает на них обязанность тщательно подходить к андеррайтингу заемщиков и страховщиков. Если страховая компания не сможет гарантированно возместить потери по кредиту в случае необходимости, то банк не будет с ней работать.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Татьяна ШИРМАНОВА
Вся пресса за 16 декабря 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование имущества, Страхование от несчастных случаев
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июня 2025 г.

|
|
Российская газета-неделя, 4 июня 2025 г.
Не остались в пролете

|
|
Комсомольская правда, 4 июня 2025 г.
В Центробанке завели жалобную книгу

|
|
Дейта, Владивосток, 4 июня 2025 г.
Россияне бросились скупать «короткие» полисы ОСАГО

|
|
Ставропольская правда, 4 июня 2025 г.
134 агрария Ставрополья получили субсидии на сельхозстрахование

|
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
|
Деловой Петербург, 3 июня 2025 г.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды

|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2025 г.
Какие страховые выплаты можно получить пострадавшим от землетрясения

|
|
Финмаркет, 3 июня 2025 г.
Акционеры «Ингосстраха» решили не выплачивать дивиденды за 2024 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Страхование домашних животных в Южной Корее сталкивается с вызовами на фоне рост рынка

|
|
РБК (RBC.ru), 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис по сбору жалоб на действия банков и брокеров

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|