Экономика и жизнь,
7 ноября 1996 г.
Страховой надзор: контроль упростится, но станет строже 909 просмотров
Первое интервью начальника Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации Валерия Сухова.
- Переход в Минфин — усиление страхового надзора - Мнения страховщиков будут учитываться полнее - Повышение требований к страховщикам — в интересах клиентов
- Как бы вы оценили деятельность бывшего Росстрахнадзора?
- За четыре года существования Росстрахнадзора были все-таки заложены основные элементы системы государственного регулирования в этой сфере, причем сделано это было достаточно быстро и на довольно высоком уровне. Ведь нужно учесть, что мы стартовали практически с нуля: в этот период происходил переход от монополии Госстраха к конкуренции множества компаний.
Естественно, как в любом новом деле, у Росстрахнадзора случались недоработки, просчеты, которые вполне можно назвать ошибками роста. В связи с этим думается, что новое качество, в котором будет пребывать государственный надзор, позволит решить накопившиеся проблемы уже на более высоком уровне и критически оценить предыдущую деятельностью. Считаю, что более широкие возможности такого ведомства, как Министерство финансов, позволят осуществить своеобразный прорыв в сфере государственного регулирования страхования.
Мы готовы к разумному сотрудничеству со Всероссийским союзом страховщиков, со страховыми компаниями, использовать их профессиональный потенциал, вместе находить пути решения возникших проблем.
- Считаете ли вы достаточными полномочия, которые были у Росстрахнадзора, и намерены ли вы активизировать законотворческую деятельность своего департамента?
- Изначально Росстрахнадзор создавался как контролирующий орган. Однако по мере возникновения необходимости ему поручалась правительством разработка законодательных актов, и по собственной инициативе им представлялись проекты некоторых нормативных документов. Такая практика была малоэффективна, и по большей части это была вынужденная мера: нормативная база страхования еще только формировалась. С переходом страхового надзора в Министерство финансов такая работа должна приобрести более четкие и стройные рамки: мы надеемся заниматься этим не от случая к случаю. Таким образом, Департамент страхового надзора предполагает уделять значительное внимание разработке нормативных документов, способствующих развитию рынка, так же, как и своей исконной, контролирующей функции. В нынешней сложной экономической ситуации только ужесточением контроля трудно добиться улучшения ситуации в сфере страхования.
Главное в данный момент — это принятие решений, на государственном уровне способствующих развитию нормально работающих компаний, защите национального страхового рынка. В этом мы надеемся получить поддержку страховщиков и готовы к конструктивному сотрудничеству.
- Одним из самых «больных» вопросов в пору существования Росстрахнадзора был процесс лицензирования, который вызывал со стороны страховщиков, мягко говоря, нарекания. И просто удивительно, что ситуация вокруг получения лицензий не закончилась большим скандалом. Вообще можно ли назвать нормальной ситуацию, когда чисто техническая по своей природе операция занимала полгода, а то и год? А чего стоят эти ежегодные уходы «в отпуск», когда Росстрахнадзор на месяц или два прекращал прием документов на лицензирование?
- Появление Росстрахнадзора совпало с массовым созданием страховых компаний. В тот период тщательность и скрупулезность при выдаче лицензий, считаю, были вполне оправданы: ведь государственная лицензия — это своеобразная минимальная гарантия профессионализма в работе компании и защита интересов клиентов. Сейчас же нужно сделать акцент на текущем контроле за финансовым состоянием компании, за исполнением обязательств перед страхователями. Уверен, в самое ближайшее время с выдачей лицензий будет наведен порядок и срок рассмотрения документов на их получение будет приведен в соответствие с законом.
- Валерий Алексеевич, может, настала пора перейти от пристрастного, детального рассмотрения подаваемых страховщиками документов на предмет их соответствия закону к лицензированию по типовым правилам?
- Согласен, что такой вариант в ближайшем будущем станет приемлем, и мы готовы обсуждать возникающие в связи с этим вопросы. Но силами одного нашего департамента эту проблему не решить, и мы готовы сотрудничать со страховщиками, Всероссийским союзом страховщиков в процессе выработки стандартов, типовых правил. Тем более что Гражданский кодекс предусматривает возможность разработки правил страхования страховщиками и их союзами.
- Некоторые страховщики нерегулярно представляют отчетность. Будут ли приняты к ним меры?
- С таким положением в дальнейшем мы мириться не намерены: текущий контроль за деятельностью страховщиков, в том числе и за представлением отчетности, будет ужесточен. Особенно это касается компаний, уже неоднократно нарушавших заведенный порядок.
А вообще следует более подробно остановиться на отношении страховщиков к этой проблеме. Некоторая их часть рассматривает официальную отчетность как нечто надуманное и необязательное, занимающее понапрасну их время. Такая позиция говорит о недостаточно профессиональном уровне руководителей: ведь для любой финансовой структуры отчет или баланс должен быть «лицом», визитной карточкой. В связи с этим мы всерьез намерены повысить профессиональные требования к страховщикам. Думается, это в интересах самих же страховщиков, а тем более их клиентов.
- Ситуация с системой налогообложения в страховании такова, что, если не принять срочные меры по ее нормализации, то исполнение страховщиками норм Налогового кодекса (в случае принятия в существующем виде) может стать их «лебединой песней»?
- Думаю не стоит так драматизировать ситуацию, но в то же время предлагаемый проектом Налогового кодекса порядок налогообложения страховщиков требует тщательного изучения. Система взимания налогов и со страховщиков, и с их клиентов непременно должна строиться с учетом специфики этой сферы. Законодатели должны понять: страхование — это не только и не столько способ зарабатывания денег, сколько существенный стабилизирующий фактор экономики и социальной сферы. Сами страховщики должны интересовать бюджет не только как плательщики налогов, а, в первую очередь, как инвесторы, причем «длинных» денег.
Однако рассчитывать на значительные льготы и тем более на временное освобождение страховщиков от уплаты налога на прибыль вряд ли в нынешней экономической ситуации представляется оправданным.
- Валерий Алексеевич, все ближе срок возможного открытия российских границ для иностранных страховщиков. В связи с этим намерены ли вы предпринять какие-либо меры по защите национального рынка?
- Я не сторонник запретительных, административных мер, поскольку они эффективны в течение очень короткого периода времени. Даже ограничение доли иностранных инвесторов в уставном капитале российской компании 49 процентами нужно воспринимать весьма условно. Зарубежных страховщиков от проникновения на наш рынок сдерживает отнюдь не это, а отсутствие значительного интереса с их стороны к вложению средств в эту сферу. Появится экономическая и законодательная стабильность в России, и никакими запретами экспансию зарубежных страховщиков не сдержать. Поэтому наиболее реальными мерами по защите национального рынка представляются экономические рычаги воздействия на западных страховщиков. Я бы сказал даже иначе: лучшая защита национального рынка от иностранных компаний — это создание мощных, конкурентоспособных российских страховщиков.
В связи с передачей функций Росстрахнадзора Министерству финансов происходят изменения структуры, полномочий этого органа… Редакция надеется, что профессионалы страхового дела не «растворятся» в других департаментах Минфина, а сама реорганизация не скажется отрицательно на эффективности государственного надзора в страховании.
Интервью провел Д.СУЕТИН.
Вся пресса за 7 ноября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Иностранцы в России, Налоговый климат, Лица, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 октября 2025 г.

|
|
Амурская правда, Благовещенск, 20 октября 2025 г.
Здоровье стоит денег

|
|
Коммерсантъ, 20 октября 2025 г.
На свой страх и прайс

|
|
Конкурент, Владивосток, 20 октября 2025 г.
Новый поворот. Утильсбор ударит по европотоколу

|
19 октября 2025 г.

|
|
IvanovoNews, 19 октября 2025 г.
Ивановская авария дорого обошлась страховщикам

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 19 октября 2025 г.
Что грозит, если отказаться от страховки при аренде автомобиля

|
|
Амител, Барнаул, 19 октября 2025 г.
Бюджет ОМС Алтайского края на 2026 год превысит 55 млрд рублей

|
|
Говорит Москва, 19 октября 2025 г.
Антиквар рассказал о возможной судьбе украденных из Лувра драгоценностей

|
|
Реальное время, Казань, 19 октября 2025 г.
Счетная палата выявила неэффективное расходование средств в системе ОМС

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 19 октября 2025 г.
Новая система ОСАГО ударит по карману: кто заплатит больше всех

|
|
Ведомости онлайн, 19 октября 2025 г.
FT: богатые французы переводят свои активы в Люксембург и Швейцарию

|
|
Ведомости онлайн, 19 октября 2025 г.
Кого вы лечите

|
17 октября 2025 г.

|
|
vietnam.vn, 17 октября 2025 г.
Страховая компания выплатит около 10 миллиардов долларов на ремонт плотины гидроэлектростанции Баккхе

|
|
РБК (RBC.ru), 17 октября 2025 г.
На смену ИСЖ и НСЖ приходит ДСЖ: стоит ли заключать договор

|
|
Мойка78, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает: кто заплатит больше всех и чего ждать петербуржцам

|
|
РБК (RBC.ru), 17 октября 2025 г.
Эксперт РГС прокомментировал планы расширения тарифного коридора в ОСАГО

|
|
РБК.Приморье, 17 октября 2025 г.
В Приморье автокаско подешевело на 20% за полгода

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает в два раза: как реформа ЦБ отразится на водителях Петербурга и Ленобласти?

|
 Остальные материалы за 17 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|