РБК, газета,
26 мая 2025 г.
Воздушный форс-мажор
148 просмотров
Крупные страховщики стали чаще платить клиентам за отмену или задержку рейсов на фоне атак беспилотников. Но получить компенсацию от них можно не всегда. В каких случаях это возможно – разбирался РБК.
Российские страховые компании в мае увеличили выплаты за задержку или отмену авиарейсов на фоне массированных атак беспилотников, рассказали РБК их представители.
У «СберСтрахования» объем выплат страховых компенсаций из-за задержки рейсов за несколько майских дней более чем в три раза превысил средние выплаты за месяц по этому риску, рассказала директор проектов компании Елена Кошелева: «На это повлияло сразу несколько факторов: во-первых, длительность задержек, во-вторых, большое число людей, которые пользуются длинными праздниками, чтобы навестить родственников или съездить отдохнуть».
Компания также фиксирует рост спроса на страхование от рисков задержки рейса - около 10%, при этом основная его часть приходится на регионы Центрального и Дальневосточного федеральных округов, добавила Кошелева. «СберСтрахование» предлагает застраховать риски задержки рейса в рамках страхового полиса для путешественников - такая программа предусматривает компенсацию при задержке вылета более чем на три часа.
«Ренессанс Страхование» тоже фиксирует рост выплат из-за переноса времени рейса, рассказал управляющий директор департамента массовых видов страхования Артем Искра. По его словам, у «Ренессанс Страхования» наиболее востребованной является программа, предусматривающая автоматические выплаты за каждый час задержки рейса сверх установленного лимита, который обычно составляет четыре часа.
Задержки рейсов из-за атак дронов не являются исключением для выплат, клиенты в таких случаях получают компенсации, подчеркнул Искра. Хотя компания не наблюдает роста спроса на этот вид страховок. «Такие полисы чаще всего приобретаются в комплекте с авиабилетами или туристическими пакетами, а не отдельно. Туристы не задумываются о подобных рисках», - объяснил Искра.
«Росгосстрах», напротив, пока не наблюдает большого наплыва заявлений от клиентов в связи с задержкой или отменой рейсов, но отмечает «определенные всплески интереса» к такому виду страхования после резонансных событий в аэропортах, рассказала замдиректора департамента методологии и андеррайтинга личного страхования «Росгосстраха» Ольга Купцова. Полисы компании могут покрывать расходы клиента на питание, такси, связь и т.д.
«АльфаСтрахование» за период майских праздников провело более 7,1 тыс. выплат пассажирам на сумму свыше 29 млн руб., сказал представитель страховой компании. Он добавил, что при длительных задержках рейсов пассажиры получают по 10-20 тыс. руб. За время майских праздников «АльфаСтрахование» отследило статус более 4,5 тыс. рейсов, из них почти 900 задержались на три часа и более. Выплаты производились в рамках страховых полисов, которые можно докупить к авиабилету при его оформлении на сайтах авиакомпаний и агентств. «Причина задержки или отмены рейса также не важна для выплат - выплаты производятся в том числе при запрете полетов или закрытии аэропортов из-за атак дронов», - заверил представитель страховой компании.
Всегда ли сработает страховка от невылета
Пассажиры, столкнувшиеся с задержкой или отменой рейса, могут также претендовать и на компенсацию от авиакомпании в соответствии с российским законодательством. Для этого необходимо составить юридическую претензию и иметь документальные доказательства задержки, в случае отказа спор можно перенести в суд.
А страховой продукт продается за дополнительную плату. Оформить его в основном можно в процессе покупки билетов на сайте авиакомпании или агрегатора.
В случае закрытия аэропортов из-за атак дронов авиакомпании по закону имеют право отказать пассажирам в выплате компенсации при отмене или задержке рейса, так как это произошло не по их вине, а из-за обстоятельств непреодолимой силы, говорит управляющий партнер экспертной группы VЕta Илья Жарский. К таким обстоятельствам относится и атака дронов, а также технические неисправности, угрожающие безопасности полета, и другие аналогичные форс-мажорные ситуации, перечислил Жарский.
Страхование от задержки или отмены рейса, наоборот, может сработать, если налет БПЛА предусмотрен правилами страхования, однако и здесь могут быть исключения, сходятся во мнении опрошенные РБК юристы. «Если в полисе указано, что компенсация возможна при отмене или задержке рейса из-за «форс-мажорных обстоятельств», то компенсация будет предоставлена», - говорит генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.
По словам управляющего партнера юридической компании «Шаги» Андрея Шаркова, причины задержки рейсов для выплаты компенсации в большинстве случаев не имеют значения, но такие риски могут не покрываться на территориях, где объявлено чрезвычайное положение или проводятся боевые действия.
Также страховая выплата может быть отклонена, если в договоре есть исключение по «военным рискам», поскольку некоторые страховые компании рассматривают атаки дронов именно как военные действия, добавляет Мирзоев. Некоторые страховые полисы могут не покрывать не зависящие от авиакомпании ситуации, к которым как раз относится атака дронов, назвал еще одно исключение Жарский.
Как можно получить страховую выплату
Страхование от отмены или задержки рейса может быть оформлено как отдельный полис или как опция в туристической страховке, а также в рамках страхования при приоритетном банковском обслуживании, перечислил Шарков. Такие продукты, как правило, не продвигают сами авиакомпании, поэтому купить их можно при покупке билетов у агрегаторов или в турфирмах, говорит представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
По словам Шаркова, для получения выплаты клиенту необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением через банковское приложение или сайт страховщика и приложить к нему справку аэропорта о задержке рейса и билеты на рейс. При этом многие компании не требуют других документов, но это зависит от конкретных правил страхования, добавляет юрист. Обычно страховщики рассматривают заявление в течение 10-30 дней, говорит Мирзоев.
А по словам представителя ВСС, как правило, выплата производится автоматически, если в течение заданного количества часов не изменилась геолокация застрахованного лица: «То есть пассажир по расписанию должен был улететь, но в течение Х часов после времени вылета оставался в аэропорту отправления». «СберСтрахование» и «АльфаСтрахование» самостоятельно отслеживают статус рейса и при наступлении страхового случая направляют клиенту сообщение с необходимой информацией, рассказали представители компаний.
Причины задержки рейсов для выплаты компенсации в большинстве случаев не имеют значения, но такие риски могут не покрываться на территориях, где объявлено чрезвычайное положение или проводятся боевые действия, отмечает управляющий партнер юридической компании «Шаги» Андрей Шарков
Какие аэропорты России приостанавливали работу из-за атак беспилотников в мае
С начала спецоперации на Украине российские авиакомпании неоднократно сталкивались с необходимостью отмены рейсов или изменения маршрута полетов в целях безопасности. В мае 2025-го российские регионы пережили массированные атаки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА): в период майских праздников и с 20 по 23 мая.
В эти периоды из-за рисков для безопасности полетов вводились ограничения на работу московских аэропортов - Шереметьево, Домодедово, Жуковский и Внуково, также прием и выпуск самолетов приостанавливали региональные аэропорты, в том числе Самары, Саратова, Волгограда, Иваново, Калуги, Костромы, Тамбова и Ярославля. По подсчетам РБК, с обеда 21 мая по утро 23 мая столичные аэропорты закрывали 29 раз в общей сложности более чем на 40 часов. А утром 25 мая Минобороны сообщило, что над российскими регионами за ночь были перехвачены и уничтожены 110 украинских беспилотников.
Евгения ЧЕРНЫШОВА
Вся пресса за 26 мая 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Авиационное страхование, Страхование выезжающих за рубеж
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
|
Деловой Петербург, 3 июня 2025 г.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды

|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2025 г.
Какие страховые выплаты можно получить пострадавшим от землетрясения

|
|
Финмаркет, 3 июня 2025 г.
Акционеры «Ингосстраха» решили не выплачивать дивиденды за 2024 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Страхование домашних животных в Южной Корее сталкивается с вызовами на фоне рост рынка

|
|
РБК (RBC.ru), 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис по сбору жалоб на действия банков и брокеров

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 июня 2025 г.
Шаги к справедливости. Юрист - о том, как оспорить заниженную компенсацию по ОСАГО при ДТП

|
|
Банки.ру, 3 июня 2025 г.
Россияне теперь могут оперативно жаловаться в ЦБ на нарушение своих прав финансовыми организациями

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
Эксперт Иванов: страхование от кибератак в России носит единичный характер

|
|
5 колесо, 3 июня 2025 г.
Введение массовой проверки ОСАГО по дорожным камерам: какие будут последствия для водителей?

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|