Ведомости,
3 июля 2013 г.
Роскосмосу не хватает документов 2442 просмотра
Ни один из трех спутников «Глонасс-М», погибших на «Байконуре», не был застрахован: Роскосмос тратит деньги на страховку только уникальных космических аппаратов.
В запусках по программе «Глонасса» был почти двухлетний перерыв — с осени 2011 г.; теперь он затянется. Авария ракеты-носителя «Протон-М» на «Байконуре» лишила Роскосмос трех спутников «Глонасс-М». По словам представителя Роскосмоса Анны Ведищевой, сами спутники не были застрахованы, поскольку Роскосмос принял решение страховать только уникальные аппараты, такие как «Фобос-грунт» (неудачно запущенный в 2011 г.), а «Глонасс-М» находятся в серийном производстве. Спутник по программе «Глонасса» тоже страховался — но серии «Глонасс-К» (они должны прийти на смену «Глонасс-М»), когда в 2011 г. запускался опытный экземпляр.
Роскосмосу уже случалось терять сразу три «Глонасс-М» — в том же 2011 году. Роскосмос тогда начал обсуждать в правительстве и парламенте вопрос страхования спутников, но законопроект о страховании рисков при осуществлении космической деятельности до сих пор находится в разработке в финансово-экономическом управлении Роскосмоса — так же, как и проект постановления правительства о субсидиях на страхование космических аппаратов. В том же 2011 году замруководителя Роскосмоса Анатолий Давыдов жаловался «Известиям», что депутаты не поддержали законопроект о космическом страховании и урезали бюджет Роскосмоса на страхование на 2012 г. с 1,97 млрд до 1,2 млрд руб. «Вероятно, именно отсутствие этих документов мешает Роскосмосу тратить необходимые средства на страхование», — полагает топ-менеджер страховой компании, имеющей интересы в страховании космических рисков. Другой страховщик удивляется, что Роскосмос решил страховать научные спутники, у которых непонятная экономическая эффективность, а не часто запускаемые серийные и способные приносить прибыль аппараты.
По данным Давыдова, в 2011 г. в Роскосмосе предпочли застраховать запуски спутников гидрометеорологического назначения, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и аппарат «Стерх» для спасательной системы «Коспас-Сарсат». В 2012 г. планировалось застраховать спутник ДЗЗ «Ресурс-П2», что должно было обойтись в 442,3 млн руб., или в 11% от стоимости космического аппарата, комплекса выведения и пусковых услуг. За те же 11% Роскосмос планировал застраховать научный аппарат «Спектр-УФ» (341,4 млн руб.). Как объясняет зампред правления «Согаза» Николай Галушин, в стране второй год подряд действует программа субсидирования космических запусков, осуществляемых для государственных целей, по этой программе четыре страховщика — «Согаз», «Ингосстрах», «Спутник» и «Мегарусс» — страхуют запуски и испытания на орбите. На 2013 г. по этой программе субсидирования были застрахованы запуски спутников «Бион-М» и «Ресурс-П» (они уже состоялись), а также «Гонец», «Метеор-М» и «Фотон-М» (их еще предстоит запустить).
При стоимости запуска трех «Глонасс-М» при помощи «Протон-М» (как следует из информации сайта zakupki.gov) в 4,4 млрд его страхование обошлось бы примерно в 480 млн руб., или больше трети всего бюджета на эти цели, выделенного Роскосмосу в 2012 г. Сколько на страхование выделено в 2013 г., представитель Роскосмоса не ответил.
За другие виды страхования при запуске трех спутников «Глонасс-М» Роскосмос смог заплатить. Как подтвердил «Ведомостям» представитель страховой компании «Русский страховой центр» (РСЦ), риск ответственности перед третьими лицами при этом запуске был застрахован в семи компаниях и лидер страховой программы — РСЦ с лимитом ответственности в 5,4 млрд руб.
У «Согаза», «Ингосстраха», ВСК, «Капитал страхования», «Уралсиба» и СК «Рослес» лимит — по 100 млн руб.
Представитель «Ингосстраха» Владимир Клейменов сообщил «Прайму», что ответственность при запуске застрахована по всему миру, за исключением штатных районов падения ракеты-носителя. «В настоящее время уточняется, в каком точно месте упала ракета-носитель, так как территория космодрома является штатным районом падения», — сказал он. Ракета упала на территории космодрома, говорит источник в Роскосмосе. Таким образом, экологический ущерб от самого падения ракеты, вероятно, также не покрывается страховкой, а его сумму предстоит установить комиссии Роскосмоса. Застраховано и оборудование стартовой площадки, но она, по словам человека из Роскосмоса, повреждена не была.
«Сегодня ставка страхования аппарата находится в диапазоне 13-17% от его стоимости, — сообщает Галушин. — И каждая аварийная ситуация, неудачный запуск удорожают страхование». А страхование ответственности в разы дешевле, потому что имеет ограниченное покрытие, связанное с убытками, вызванными отклонением мест падения отработанных ступеней ракеты-носителя от определенной территории, продолжает он, но и в этом случае отработанная ступень ракеты-носителя со сгоревшим топливом не представляет угрозы для людей, животных и природной среды, а риск в большей степени связан с повреждением имущества на земле. Иная ситуация возникает в случае падения ракеты-носителя с несгоревшим топливом, заключает Галушин.
По словам Ивана Моисеева из Института космической политики, для самой навигационной системы «Глонасс» потеря трех спутников не станет критическим ударом: есть резервный способ их выведения ракетой «Союз» и если запуски «Протонов» будут задержаны на полгода и более, то планируемый на конец года запуск «Союза» перенесут на более ранний срок.
Галушин также считает, что не стоит делать трагедии из падения трех спутников: «Некоторые колебания цены [страхования запусков] возможны, но более важными будут оценка причин произошедшего и связанная с нею коррекция цены будущих страховок». Возможна и реакция на произошедшее в виде сокращения удержания риска у отдельных игроков, продолжает он. Нынешнее событие не отразилось убытками на международном рынке с точки зрения страхования самой ракеты и космических аппаратов. Просто элемент статистики, заключает Галушин.
Алексей НИКОЛЬСКИЙ, Юрий НЕХАЙЧУК
Вся пресса за 3 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Космическое страхование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске задержаны члены ОПГ автоинсценировщиков

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Новые платежи за лечение могут появиться за пределами ОМС

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Азиатские марки автомобилей заимели популярность среди отечественных водителей

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|