Известия,
16 января 2023 г.
Бито-крыто: страховщики почти прекратили ремонтировать авто по ОСАГО
1033 просмотра
Доля компенсаций в виде ремонта по полисам обязательной автогражданки упала почти до 0% к концу 2022 года, рассказали «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков. При этом в первые месяцы прошлого года показатель по рынку составлял 9–11%. Тенденцию подтвердили в Банке России и на рынке. Из-за дефицита запчастей сервисы не могут выполнить требования к срокам и качеству ремонта по ОСАГО, а денежной выплаты клиентам часто не хватает для полноценного восстановления, отметили эксперты. Однако в ЦБ не поддерживают инициативу увеличить сроки ремонта и разрешить использование б/у запчастей, так как это может идти вразрез с интересами клиентов, а также безопасностью.
Отдам деньгами
На фоне дефицита запчастей и значительного увеличения сроков поставки деталей страховщики практически прекратили ремонтировать авто по ОСАГО. К концу прошлого года доля компенсаций в виде ремонта по рынку приблизилась к 0%, хотя еще в первые месяцы 2022-го составляла порядка 9–11%, рассказали «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Там пояснили: у отдельных страховых компаний уровень такого возмещения может сохраняться в зависимости от портфеля, однако в целом ремонт сейчас практически отсутствует как тип компенсации по обязательной автогражданке.
Улучшение ситуации возможно только в случае изменения законодательства или налаживания параллельного импорта, отметили в РСА. Ранее в союзе уже предлагали увеличить максимальный срок ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать б/у запчасти, которые не влияют на безопасность.
Однако в Банке России не поддерживают эти инициативы, сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора. Там объяснили: увеличение сроков ремонта способно привести к тому, что клиент не сможет использовать авто в течение долгого времени, а разрешение применять бывшие в употреблении детали для восстановления поврежденных машин — к снижению уровня безопасности на дорогах.
Закон об ОСАГО позволяет страховщикам компенсировать потерпевшим убытки как за счет ремонта, так и в форме денежной выплаты. Если у компании есть договор со станцией технического обслуживания, которая может выполнить ремонт в установленное время, то такое возмещение будет в приоритете. При согласии клиента машину отправят в сервис даже в случае удлинения срока ремонта. Если же потерпевший откажется, страховщик имеет право заменить натуральное возмещение на денежную выплату, пояснили в пресс-службе Центробанка.
Там подтвердили снижение доли компенсаций в виде ремонта по ОСАГО. В целом за год показатель уменьшился с 9% в 2021-м до примерно 5% в 2022-м. Причина тому — возникший на рынке дефицит запчастей и комплектующих, из-за которого значительно увеличились сроки ремонта авто, сообщили в ЦБ.
По данным регулятора, количество жалоб россиян на несоблюдение сроков или отказ выполнять ремонт по таким полисам в 2022 году выросло на треть и достигло порядка 1,3 тыс. Однако после всплеска числа обращений в феврале–мае их уровень вернулся к значениям 2021 года, подчеркнули в ЦБ.
Ремонтные заботы
В ряде страховых компаний подтвердили значительное снижение доли натурального возмещения по ОСАГО. Сейчас ремонтируются автомобили только тех клиентов, которые готовы на увеличение сроков и использование аналоговых деталей, сообщил директор департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игорь Люкин. Он добавил: в IV квартале прошлого года доля ремонта у них составила только 7%, хотя еще в начале 2022-го достигала 30%.
В условиях повышения доли денежных выплат есть риск роста мошенничества, отметил Игорь Люкин. По его мнению, необходимо увеличить сроки ремонта или изменить дату исчисления на момент поставки запчастей, а также разрешить использовать б/у детали, которые не влияют на безопасность авто.
С этим согласны в СК «МАКС». Компания предлагала также ввести временный мораторий на ремонт машин в рамках ОСАГО, рассказал директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту Иван Попов. Он объяснил: сейчас страховщик не имеет физической возможности выполнить обязательства, установленные в законе. Кроме того, большинство клиентов после получения выплаты сами прибегают к использованию б/у запчастей или восстановлению поврежденной детали.
Многие компании настроили параллельный импорт, однако рынок всё равно испытывает серьезный дефицит комплектующих, подчеркнул Иван Попов. Так, по авто европейского, британского и американского производства доля ремонта действительно близка к 0%. Причем в 2023 году ситуация вряд ли изменится.
Доля урегулирования в виде ремонта по ОСАГО в «АльфаСтраховании» также находится на минимальных уровнях, сообщил директор департамента страховых выплат компании Александр Харагезов. Это связано с тем, что станции техобслуживания не могут гарантировать проведение ремонта в отведенные законом 30 дней из-за проблем со сроками поставок.
Впрочем, в «Ингосстрахе» не увидели значительных изменений. По РФ доля натурального возмещения сохранилась на уровне 22%, сообщил руководитель дирекции розничного бизнеса компании Виталий Княгиничев. А в «Росгосстрахе» после снижения этого показателя во II и в III кварталах 2022-го зафиксировали постепенное восстановление доли к концу года до 8%.
До 2022 года приоритетной была форма возмещения в виде ремонта, так как она позволяет снизить риски мошенничества, отметила старший директор рейтингов финансовых компаний НРА Татьяна Никитина. Однако дефицит запчастей, удлинившиеся сроки поставок, резкое подорожание и отсутствие оригинальных деталей для некоторых иномарок приводят к замене ремонта на денежные выплаты. По мере налаживания цепочек поставок доля натурального возмещения будет расти, однако это может занять 12–18 месяцев, ожидает эксперт.
Проведение ремонта в рамках ОСАГО жестко регламентировано по срокам и качеству, а в текущей ситуации сервисы и страховщики зачастую не могут выполнить эти требования, подчеркнула заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова. Однако при денежной выплате в условиях подорожания запчастей клиенты часто сталкиваются с тем, что суммы оказывается недостаточно для проведения полноценного ремонта.
Мария КОЛОБОВА
Вся пресса за 16 января 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
17 октября 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 17 октября 2025 г.
Суд удовлетворил иск «АльфаСтрахования» к четырем компаниям

|
|
НовостиВолгограда.ру, 17 октября 2025 г.
В ФОМС прокомментировали итоги проверки со стороны Счетной палаты

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Суд отказал ГСК «Югория» в споре с «Комиавиатрансом» из-за уничтоженного лайнера «ЮТэйр»

|
|
Улпресса, Ульяновск, 17 октября 2025 г.
Страховые выплаты по ОСАГО в Ульяновской области превысили сборы

|
|
Псковская лента новостей, 17 октября 2025 г.
Каждый дееспособный гражданин РФ должен платить в ФОМС – Виктор Антонов

|
|
РЕН-ТВ, 17 октября 2025 г.
Эксперт Колесников: регионы с низкой аварийностью должны меньше платить за ОСАГО

|
|
ТАСС, 17 октября 2025 г.
Средняя выплата по страховке сдаваемых в аренду квартир составила 35 тыс. рублей

|
|
СенатИнформ, 17 октября 2025 г.
Генетический скрининг перед ЭКО планируют делать по ОМС

|
|
Business FM Кубань, 17 октября 2025 г.
Счетная палата нашла избыточную штатную численность в фонде ОМС Кубани

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Счетная палата РФ выявила «мертвые души» в системе ФОМС

|
|
Авторадио, 17 октября 2025 г.
В России расширят перечень бесплатных медицинских услуг

|
|
Inbusiness.kz, 17 октября 2025 г.
Сколько миллионов выплатили казахстанцам за врачебные ошибки

|
|
Ведомости, 17 октября 2025 г.
Регионы начнут проводить генетический скрининг перед ЭКО по ОМС

|
|
Ведомости, 17 октября 2025 г.
Ученые из Университета транспорта предложили по-новому считать ДТП и аварийность

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Здравоохранение Свердловской области теряет миллионы на махинациях в ОМС. Страховщики забирают финансирование у клиник

|
|
Конкурент, Владивосток, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает вдвое. У кого будут большие проблемы

|
|
korins.ru, 17 октября 2025 г.
Президиум НССО единогласно рекомендовал переизбрать Евгения Уфимцева президентом союза на второй срок

|
 Остальные материалы за 17 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|