Ведомости,
20 июня 2025 г.
Как российский бизнес страхует свои риски
551 просмотр
Основной запрос у бизнеса остается прежний – устойчивое прибыльное развитие, но опасности, которые влияют на это, несколько меняются, замечают представители страхового рынка. Так, предприятия стали уделять больше внимания новым рискам, связанным с киберугрозами, экологией и падением беспилотников.
Страховые компании в январе – марте 2025 г. собрали 845,4 млрд руб. премий, следует из статистики Банка России. На договоры, оплаченные средствами компаний и ИП, пришлось 21% всех сборов страховщиков в I квартале, поделился с «Ведомостями» представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС). По итогам прошлого года на договоры бизнеса приходилось 24% всех сборов – премии рынка достигли 3,7 трлн руб.
Сегодня компании все чаще рассматривают страхование не просто как формальность, а как инструмент финансовой устойчивости и защиты от непредвиденных потерь, говорит директор по маркетингу страхового брокера Remind Армен Гюлумян. Он связывает это с тем, что в условиях высокой стоимости кредитования альтернативные источники финансирования убытков становятся слишком дорогими, а любая остановка или замедление бизнеса грозит потерей рыночных позиций из-за усиления конкуренции и снижения маржинальности.
От мала до велика
По оценкам «Сберстрахования», самым популярным и востребованным у бизнеса остается страхование имущества, так как это главный актив любого бизнеса, делится директор корпоративного страхования компании Зара Геворкян: это не только сами здания – предприятия и офисы, – но также дорогостоящее оборудование и производственные машины. В «Росгосстрахе» также выделяют комплексное страхование имущества и ответственности предприятий, заводов, складов, офисов, оборудования и техники, говорит директор департамента страхования промышленных рисков страховщика Кирилл Попов: оно включает в себя как защиту от таких рисков, как пожар, залив, стихийные бедствия, кражи, терроризм и диверсии, падение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), так и риск от перерывов в производстве.
По итогам I квартала 2025 г. объем премий в страховании имущества юридических лиц увеличился на 15,2% год к году до 40,7 млрд руб., а выплаты выросли более чем на треть, приводил данные Банк России в обзоре. Этот же сегмент обеспечил почти две трети прироста рынка перестрахования, отмечал тогда регулятор: объем взносов, переданных в перестрахование, без учета ОСАГО увеличился в январе – марте на 14% до 39,2 млрд руб.
Также востребовано страхование грузов, говорит Попов: внутренние и международные перевозки, которые с учетом санкционного и валютного регулирования требуют решений, соответствующих потребностям иностранных контрагентов. Рынок страхования грузов по итогам I квартала 2025 г. вырос почти на четверть год к году до 13,5 млрд руб., оценивал ЦБ: динамике в том числе способствовали изменение логистических цепочек, приводящее к удлинению маршрутов, и увеличение стоимости перевозимых грузов.
Отраслевая специфика остается ключевой, говорит представитель «Согаза»: если розничная торговля чаще страхует товарные запасы и ответственность перед покупателями, то финтех-компании в первую очередь интересуются защитой от киберрисков и ошибок в разработке программного обеспечения.
МСБ имеет те же потребности, что и крупный, но склонен к более простым и быстрым каналам продаж, отмечает представитель «Согласия». Поэтому более активно применяются онлайн-продажи, полисы-оферты, коробочные продукты, предоставляющие набор видов страхования в рамках одного страхового полиса, говорит он.
У владельцев малого бизнеса редко есть возможность разбираться в нюансах страхования, поэтому продукты для них должны быть максимально простыми, прозрачными и понятными, соглашается Геворкян. В то же время малый бизнес предъявляет повышенное требование к страховщику с точки зрения создания ценности продукта, говорит директор департамента страхования корпоративного бизнеса «Абсолют страхования» Павел Липатов. Поэтому программы страховщика для МСБ «сочетают несочетаемое»: страхование здоровья предпринимателя и его семьи, страхование имущества и ответственности при его эксплуатации, а также юридических расходов на судебное сопровождение возможных исков к предпринимателю. В этом и заключается уникальная потребность, говорит он: страховщику нужно в максимально удобную и понятную «коробку» упаковать те виды страхования, которые для крупного бизнеса если и представляют интерес, то по отдельности.
Наиболее популярные продукты для МСБ в «Ингосстрахе» – ОСГОП для перевозчиков такси, страхование имущества и гражданской ответственности для юридических лиц, страхование ответственности врачей и медработников, страхование гражданской ответственности при строительно-монтажных работах, страхование грузов на время перевозки, поделилась начальник управления цифровых продаж и проектного развития компании Людмила Шукалович.
Но малые и микропредприятия не интересны страховщикам, признает Гюлумян: это связано не только с низким объемом премии, но и с низким уровнем риск-менеджмента, уровнем зрелости управления в целом. Как следствие, страховой рынок предлагает только достаточно ограниченные и не дешевые страховые продукты, говорит он.
ОСОПО и ОСГОП
У бизнеса есть и обязательные виды страхования – пенсионное и социальное страхование работников, а также страхование ответственности, напоминает представитель ВСС: ОСАГО для транспортных средств, которые использует организация, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО), обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Новые риски и перспективы
Страховщики выделяют несколько направлений, на страхование рисков по которым бизнес обратил внимание в последние годы. Первое – риски, связанные с диверсиями, терактами и атаками с использованием беспилотников, единогласно говорят представители «Росгосстраха», «РЕСО-гарантии», «Пари», «Согласия» и страхового брокера Mains. Особенно это хорошо заметно в стратегически чувствительных отраслях, отмечает Попов: энергетике, промышленности, ТЭКе, а также у компаний с инфраструктурой в приграничных и центральных регионах. До 85% крупных компаний уже заключили соответствующие договоры или дополнили действующие необходимыми формулировками, знает совладелец страхового брокера Mains Сергей Худяков.
Еще одно направление – киберстрахование. В последние годы масштабы киберрисков растут, отмечает Худяков. По «по самым скромным оценкам», ущерб российской экономике от киберпреступлений за 2023 и 2024 гг. составил 1 трлн руб., говорит он. Это направление работы имеет огромный потенциал, но для этого необходимо приложить усилия всех участников рынка, уверен Худяков: создать единые понятные правила работы, терминологию, методики оценки и расчетов, страховщикам проявить готовность к экспериментам и вложениям, нужно усовершенствовать законодательство и создать возможности для перестрахования киберрисков и проч.
Ужесточение регуляторных требований, особенно в сфере экологии и защиты персональных данных, также стимулирует компании страховать новые виды рисков, включая репутационные потери, замечает представитель «Согаза». Новые потребности у компаний возникают от крупных происшествий, которые широко освещаются в СМИ, полагает Геворкян и приводит в пример рост актуальности страхования экологических рисков после столкновения танкеров в Керченском проливе.
Также растет спрос на финансовые риски, страхование перерывов в бизнесе, страхование от несчастных случаев, говорит руководитель департамента андеррайтинга страховой компании МАКС Андрей Ариничев.
В связи с кадровым кризисом стали более востребованы продукты по страхованию сотрудников, говорит генеральный директор «Пари» Николай Кудряков. Компании активно используют расширенный соцпакет как инструмент привлечения и удержания персонала, соглашается вице-президент «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: работодатели теперь чаще ищут комплексные страховые решения по ДМС, включающие не только лечение, но и профилактические программы, инициативы по здоровому образу жизни и правильному питанию. Заметно возросла популярность телемедицинских услуг, также сохраняется высокий спрос на психологическую поддержку, добавляет он.
Еще у страховщиков появляются новые продукты, связанные с сегментом электронной коммерции. Весь товарный онлайн сосредоточен на доставке, поэтому одним из важных факторов стала защита имущественных интересов при перевозке и хранении, говорит Кудряков. «Пари» разработала линейку продуктов, защищающих всех участников цепочки: крупных дистрибуторов, селлеров, экспедиторов, перевозчиков, вплоть до продуктов для маркетплейсов. В 2024 г. в «Сберстраховании» появился полис для защиты товаров продавцов на маркетплейсах: он покрывает риски повреждения и утраты на пути до покупателя, т. е. на этапах транспортировки, хранения на складе и в пункте выдачи заказов.
В ближайшие 3–5 лет в «РЕСО-гарантии» ожидают большего вовлечения в страхование таких категорий клиентов, как самозанятые, ИП и фрилансеры, поскольку за последние пять лет количество этих участников рынка труда увеличилось в 6 раз и ежегодные темпы прироста продолжают расти, говорит Иванов. Это делает страхование представителей этих категорий более актуальным, считает он. В составе продуктов по страхованию среднего и малого бизнеса будут появляться новые варианты, расширяться покрытия. Несмотря на существующие сложности в андеррайтинге и необходимость выработки привлекательных условий и тарифов, рынок будет двигаться в сторону более персонализированных решений для этой активно растущей аудитории, полагает Иванов.
Малый и средний бизнес требует гибких и недорогих решений, а крупный – индивидуальных программ с учетом новых вызовов, при этом страховой рынок для бизнеса становится сложнее и технологичнее, а страховщики все чаще выступают не просто как поставщики финансовой защиты, а как партнеры в комплексном управлении рисками, замечает представитель «Согаза». Тренд на персонализацию и цифровизацию услуг будет только усиливаться, особенно на фоне растущих угроз для бизнеса и ужесточения регуляторной среды, полагает он.
Мария ВИКУЛОВА
Вся пресса за 20 июня 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Страхование имущества, Страхование грузов, Страхование ответственности, Страхование ОПО, Страхование ответственности перевозчиков, Страхование от терроризма и диверсий, Киберугрозы, киберриски и киберстрахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 октября 2025 г.

|
|
Ингушетия, Назрань, 2 октября 2025 г.
Ситуацию на рынке автострахования обсудили в кабинете министров республики

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 2 октября 2025 г.
Как сэкономить на ОСАГО и каско: советы автоэксперта

|
|
Bizmedia.kz, 2 октября 2025 г.
Страхование для ТЦ стало обязательным в Казахстане

|
|
Business FM Челябинск, 2 октября 2025 г.
Аграрии Челябинской области стали чаще страховать посевы

|
|
Inbusiness.kz, 2 октября 2025 г.
Астанчанин с помощью ИИ добился повышенной страховой выплаты

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
НСА сформировал оперштаб для мониторинга ситуации по ЧС в Башкирии

|
|
Медиакорсеть, Уфа, 2 октября 2025 г.
Туристический кошмар в Аланье: кто поможет уфимцам, пострадавшим в ДТП за границей?

|
|
За рулем, 2 октября 2025 г.
Названы машины с самым дорогим ремонтом после аварии

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
ВСС обратился к ЦБ с просьбой о поддержке в вопросах ОМС

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Минздрав подготовил законопроект об изменениях в работе ОМС. Как нововведения могут отразиться на россиянах?

|
|
Финам.Ru, 2 октября 2025 г.
Акции страховщика Neptune выросли на 16% после IPO в США

|
|
Парламентская газета, 2 октября 2025 г.
Депутат призвал страховать электросамокатчиков и ограничить им скорость

|
|
Газета.Ru, 2 октября 2025 г.
Что случилось с ОМС: как новый закон может оставить вас без защиты

|
1 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 1 октября 2025 г.
Жителя Зимбабве осудили за инсценировку смерти вымышленной дочери

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 1 октября 2025 г.
Роспотребнадзор помог жителю ХМАО избавиться от навязанных страховок

|
|
Волга Ньюс, Самара, 1 октября 2025 г.
Торговля, агробизнес и строительство чаще всего побуждают владельцев страховать риски

|
|
Интерфакс, 1 октября 2025 г.
В ВСС ждут дискриминации лицензий медстраховщиков в случае изменения закона об ОМС

|
 Остальные материалы за 1 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|