Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, 1921 г.; свод международных правил, определяющих права и привилегии морских перевозчиков грузов. Основные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам, разработаны Международной ассоциацией юристов и рассмотрены на конференции в сентябре 1921 г. в Гааге. После внесения изменений Г.п. окончательно приняты и вошли в Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанную 25 августа 1924 г. в Брюсселе. Появление Г.п. вызвано необходимостью единообразного толкования условий коносаментов в международных перевозках с участием в них большого числа организаций (судовладельцев, грузоотправителей, банков, страховщиков), интересы которых не всегда совпадают. Согласно Г.п., перевозчик обязан проявить должную заботливость, чтобы сделать судно мореходным, снарядить и снабдить его всем необходимым, надлежащим образом укомплектовать его экипаж, обеспечить пригодность грузовых помещений для приёма, перевозки и сохранности груза. Кроме того, Г.п. возлагают на перевозчика обязанность надлежащим образом и с проявлением должной заботливости грузить, укладывать, перевозить, сохранять, выгружать и обращаться с перевозимым грузом. В Г.п. четко оговорено, что любой пункт, статья или условие в договоре перевозки (коносаменте), освобождающие перевозчика от ответственности за убытки, возникающие вследствие небрежности, вины или упущений последнего, либо уменьшающие эту ответственность иным образом, чем это предусмотрено Г.п., считаются недействительными и не имеют юридической силы и правовых последствий. Согласно Г.п. перевозчик освобождается от ответственности за потери или убытки, явившиеся результатом действия непреодолимой силы (Force Majeur), карантинных ограничений, военных действий, восстания, гражданских волнений, скрытых пороков груза, небрежности и упущений капитана, лоцмана, членов экипажа судна в судовождении или управлении судном, а также иных причин, если последние не вызваны недостатком должной заботливости со стороны перевозчика. Поправки и изменения были внесены в 1968 г. Брюссельским протоколом по пересмотру Г.п. о коносаментах (правила Гаага — Висби — Hague Visby Rules), а также Конвенцией ООН о морской перевозке груза (Гамбургские правила — Hamburg Rules). |